Сознательный шаг к обновлению и освящению. Литургия в день праздника Крещения Господня

.

Богоявление – один из самых древних праздников Церкви, восходящий к апостольским временам. А самые ранние сохранившиеся исторические упоминания о нем относятся к концу II века. Поначалу это было единое торжество, включавшее в себя всю палитру рождественско-крещенских смыслов, но со временем оно обособилось, и сейчас праздник Богоявления, Крещения Господня или еще иначе Просвещения отмечается 19 января. В праздничный день Божественную литургию и чин великого освящения воды в Христорождественском соборе Рязани совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужениячина великого освящения воды и наставления доступны в записи).

Праздник благодати, торжество света богопознания – пытаясь охватить богатство смыслов празднуемого ныне события, можно подобрать и другие эпитеты, которые указывают на те или иные его стороны. О самом главном в понимании события Крещения Господня говорил в наставлении в день праздника митрополит Марк:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, в праздник Крещения Господня, мы по-особому воспринимаем Евангельские события, связанные с Крещением Господа нашего Иисуса Христа. Все мы либо посещаем источники вод, либо присутствуем на освящении вод в наших православных храмах. Мы слышим слова пророческих писаний о том, что вода станет началом, источником жизни вечной, слышим о временах мессианских. И, наконец, как завершение, звучат слова Евангелия о том, как Господь пришел на Иордан и крестился, то есть был погружен Иоанном.

Иоанн Креститель не хотел совершать погружение Господа, поскольку понимал, Кто стоит перед ним, и воспринимал себя как раба, недостойного даже развязать ремень сандалий Спасителя. А это была работа самого последнего раба. И тем не менее по слову Спасителя Иоанн приступает и погружает Его в воду. Для Христа это было умалением Его достоинства. Неслучайно апостол Иоанн Богослов, который с самого начала своего Евангелия подчеркивает Богосыновство Спасителя, вообще не упоминает о том, как Господь погружался в воду. Он описывает Крещение лишь как представление Христа Израилю. Иоанн Предтеча засвидетельствовал перед всем народом, что Христос – это Агнец Божий, который пришел, чтобы спасти людей от грехов.

Другие евангелисты, описывая это событие, выделяют, с одной стороны, позицию Иоанна Предтечи, его смиренное признание собственного недостоинства, и, с другой стороны, отмечают само погружение Спасителя в воды Иордана. Христос, как безгрешный, не имел нужды в этом покаянном обычае, который для Него стал актом смирения и солидарности с падшим человечеством. В светильне предпразднства Крещения есть слова о Христе, которого увидел обнаженным Иордан. Он обнажается, чтобы нас, нагих с момента изгнания из рая, одеть в одежды Небесного Царства. А в чине освящения есть слова о том, что Христос приходит на Крещение, чтобы одеть нас в первую одежду. Тут прослеживается прямая связь с притчей о блудном сыне, которого, по прямому переводу греческого текста, по возвращении к отцу тот велить одеть в первую одежду. И задача Крещения – вернуть нам прежнее достоинство, согреть людей, иззябших на греховном холоде, и одеть в одежды Небесного царства. Вот каков глубокий смысл слов, звучащих в эти дни в наших православных храмах.

Мы все стремимся к освящению. Кто-то причащается освященной воды, умывается ею, пьет ее, а наиболее смелые погружаются в источники, стремясь получить особый дар благодати Божией. Господь, конечно, дает каждому из нас по вере. Но самое главное, чтобы мы не только причащались этой воды, но и понимали, что она не может смыть все наши грехи без нашего сознательного покаяния. Простое погружение в воду и ее употребление не способно спасти нас без нашего участия и свободного произволения.

В любой ситуации требуется свободный выбор человека. Две тысячи лет назад жители Израиля приходили на Иордан, чтобы принять участие в Крещении покаяния, но оно не было частью заповедей Божественного закона, являясь неким дополнением к ветхозаветной праведности. И у нас нет заповеди о том, чтобы купаться в освященной воде, умываться ею, но есть желание душ, иззябших на холоде греха. И если мы искренне, с верой приходим к источнику живой воды, хотим, чтобы в нашей жизни произошло обновление, то по сделанному нами свободному выбору Господь готов дать нам эту благодать, в том числе, через источник освященной воды.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"