Проповедь Христа в Галилее. Архиерейское богослужение в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении

.

В Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова в Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Наставление по окончании богослужения владыка посвятил содержанию воскресного евангельского чтения и его назидательному смыслу для верующих:

– Сегодняшнее воскресное евангельское чтение, дорогие братья и сестры, погружает нас в самое начало земной проповеди нашего Спасителя. Евангелист Матфей говорит о первом времени служения Христа Спасителя. Особенность этого периода состоит в том, что Христос начинает Свою проповедь, продолжая призыв, звучавший из уст Иоанна Крестителя – покайтесь!

Иоанн Предтеча говорил о покаянии и призывал народ приходить на берега реки Иордан, где он погружал людей в отпущение грехов. Спаситель продолжает ту же самую линию. Он говорит о необходимости покаяния, потому что Царство Божие приблизилось.

Мы помним из Евангелия наставление Господа, Его поразительные слова и премудрость. Но в самом начале Своего общественного служения Господь настаивает в первую очередь на покаянии. Но если Иоанн Предтеча проповедовал на берегу реки Иордана и сопровождал призыв к покаянию погружением в воды Иордана, то Спаситель уходит из Иудеи.

Мы помним, что Иоанн Предтеча проповедовал прежде всего для жителей Иерусалима и Иудеи. Евангелисты говорят о том, что вся Иудея и весь Иерусалим выходили к нему на Иордан креститься. Господь же оставляет Иудею и Иордан и уходит в совсем другое место – туда, где, казалось бы, не было крепкой веры, усердного исполнения заповедей Божиих и строгого соблюдения закона. Он уходит в Галилею – местность, которая отличалась рядом особенностей. Неслучайно евангелисты говорят о «Галилее языческой». Это место проживания двух колен, земля Неффалимова и земля Завулонова. Эти два еврейских колена не смогли утвердиться на всех просторах Галилеи и полностью вытеснить языческие народы и связанное с ними многобожие из практики религиозной жизни галилеян. И потому Галилея воспринималась как нечто нечистое, скверное. Там жило немало евреев, но присутствие какого-то количества язычников формировало определенный облик этой местности.

Если мы посмотрим на синоптические Евангелия, то мы увидим, что евангелисты Матфей, Марк и Лука рассказывают почти исключительно о периоде жизни Христа именно в Галилее, не в Иудее или Иерусалиме.

Так проповедь Спасителя пользовалась наибольшим успехом, там Господь открыл людям премудрость Царства Небесного. Люди Его слушали и почитали, хотя, конечно, проповедь проходила не без сложностей или трудностей. В Евангелии говорится о том, что Господь поселился в Капернауме, который даже называется Его городом. И вместе с тем в конце земного служения Христа Спасителя мы слышим страшные слова, которые прозвучали приговором для жителей Капернаума. Очевидно, несмотря на чудеса, знамения Христа Спасителя жители этого города, и не только они, в итоге по-настоящему так и не обратились ко Христу.

Тем не менее Господь большую часть Своего земного служения проводит именно в Галилее, проповедует там, и мы не видим каких-то особы столкновений между Христом и фарисеями, подобных тем, что происходили во время посещения Христом Святого града и описанным в Евангелии от Иоанна.

Итак, Галилейский период жизни Христа был относительно спокойным и успешным. Конечно же, для древних евреев и даже в каком-то смысле для нас это было удивительно. И это внушает нам определенные мысли. Мы порой относимся с пренебрежением к людям, которые не являются прихожанами храмов, говорим о маловерии тех, кто не ходит в храм, не соблюдает заповеди и не приступает к церковным таинствам. Но иногда эти люди проявляют больше любви и сострадания в отношении своих ближних, чем те, кто так о них говорит. И сам факт того, что Христос проводит большую часть Своего земного служения в Галилее является для нас предостережением и напоминаем о том, что в любой ситуации, как бы мы не стремились в своем усердии служить Богу, всегда нужно помнить о своем недостоинстве и о возможности своего отпадения подобно древним евреям, усердным исполнителям закона.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"