Об истинных сынах Авраама. Литургия в Неделю 33-ю по Пятидесятнице

.

В Неделю 33-ю по Пятидесятнице, 29 января, митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении епископа Волжского и Сернурского Феофана совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова в Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Наставление по окончании богослужения владыка посвятил содержанию евангельского повествования о Закхее, которое звучало в этот день в храме:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, во время евангельского чтения мы слышали повествование о Закхее. В этой истории, которую доносит до нас апостол евангелист Лука, нас удивляют сразу несколько деталей. Прежде всего – это страстное желание героя повествования увидеть Христа. Какова была причина этого стремления, мы точно не знаем, ведь Закхей жил совсем с другими идеалами и по другим правилам, нежели по заповедям, которые проповедовал Христос. И тем не менее он страстно пожелал увидеть Спасителя. И для этого он совершил совершенно неординарный поступок: известный в городе человек, богатый и знатный, он… влез на дерево. Представьте себе человека, одетого в костюм с галстуком, который вдруг начинает вести себя как мальчишка и взбирается на дерево! Это было необычно и непривычно. Наверное, и сам Закхей удивлялся своему поведению.

Другое, что тоже нас удивляет – внимание Спасителя к этому человеку. Христос, увидев Закхея, сказал, обращаясь к нему по имени – «слезай! Сегодня Мне нужно быть у тебя в доме».

Народная толпа восприняла с удивлением эти слова и все то, что произошло дальше. Вместо того чтобы сосредоточить Свое внимание на благочестивых и богобоязненных людях, исполняющих закон, Христос обращает свой взор на грешника, к тому же еще и явного, сделавшего свое состояние благодаря греху и неправде. Народ, как повествует евангелист, возроптал. Почему же так произошло, почему Господь именно на Закхея обратил Свой взор? Это главная загадка, которая может нас заинтересовать. Ответ мы видим в словах Христа Спасителя: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». Как понимать эти слова? По плоти Закхей действительно был сыном Авраама, но достаточно ли было сугубо телесного родства, чтобы Закхей был так назван?

Исходя из евангельской проповеди Спасителя, одного лишь одного физического родства было недостаточно, чтобы Господь назвал Закхея сыном Авраама. Значит, там было нечто большее. После того как Господь вступил под своды его дома, Закхей сказал удивительные слова – «половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».

Конечно, половина имения – это не все, но это много! В отношении же остального Закхей говорит, что возвратит, компенсирует убытки любого человека, который счел себя обиженным им. И именно это покаяние делом стало причиной слов Христа. Помните, как Господь в самом начале говорит о том, что Он может из камней сделать чад Авраама? Он призывает евреев не кичиться своим родством с Авраамом, но явить делом плоды покаяния.

Такие слова мы слышим из уст и Предтечи, и Спасителя. Проповедь о покаянии начинает общественное служение Христа. И так, сыном Авраама человек может стать лишь согласно своим делам. Не кровь и не плоть делает человека родственником Авраама, но только дела праведности. И Закхей явил эти дела. Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, делать дела Авраама, чтобы, подобно Закхею, удостоиться спасения, Царства Небесного.