Архиерейское богослужение в праздник Крещения Господня

.

В день праздника Крещения Господня, Богоявления, 19 января, в соборе Рождества Христова в Рязани верующие встречали тожество за Божественной литургией, которую совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения, чина великого освящения воды и наставления доступны в записи).

В наставлении после богослужения владыка пояснил, почему событие, произошедшее на Иордане в евангельские времена, столь важно, и в чем его значение:

– Внимательный читатель Евангелия замечает, что евангелисты по-разному освещают различные события земной жизни нашего Спасителя. Например, Его Рождество описывают всего лишь два из четырех евангелистов. Однако Крещение находит отражение практически во всех Евангелиях. Апостолы Матфей, Марк, Лука описывают Крещение Спасителя на Иордане, и даже Иоанн Богослов, Евангелие которого носит особый характер, рассказывает о служении Иоанна Предтечи и упоминает о Крещении Христа Спасителя. Почему же именно это событие упоминается всеми евангелистами? Потому что Крещение – это начало земного служения нашего Спасителя, а именно служение и проповедь Христа являются главным содержанием евангельской истории.

Нам Крещение кажется обычным и привычным, но для Древнего Израиля то Крещение, которое совершал Иоанн Предтеча, было чем-то новым и особенным. Конечно, мы знаем, что в Ветхом Завете существовали многочисленные омовения, но они носили постоянный характер. Это было связано с тем, что люди должны были держать себя в чистоте, и поэтому совершали не только гигиенические, но и ритуальные омовения.

Однако Крещение, а если точнее переводить с греческого – погружение в воду, совершаемое Иоанном, носило уникальный, исключительный характер. Оно не предполагало повторения. Люди приходили на Иордан, исповедовали свои грехи и погружались в воды святой реки.

Поскольку это было явным новшеством, архиереи послали к Иоанну Предтече целую делегацию с вопросом – на каком основании он совершает новый обычай? Его спрашивают, Мессия ли он? Он отвечает: «Нет». И на вопрос о том, а не пророк ли он, тоже следует отрицательный ответ. Тогда Ионна Предтечу спрашивают, а на каком основании он совершает погружение, вводит новые религиозные традиции? Ведь в понимании древних евреев один лишь будущий Мессия может устанавливать что-то действительно новые с точки зрения религиозной жизни и практики, подобно тому, как много религиозных установлений было введено через пророка Божия Моисея, а Мессия должен был быть подобным Моисею.

Итак, евреи думали, что Иоанн Предтеча – Мессия. Но он говорит о себе, что он лишь Его предтеча и что недостоин даже развязать ремень обуви грядущему за ним. Христос приходит на Иордан, погружается в воды святой реки и это имеет символический смысл. Вода смывает грехи Древнего Израиля. Люди, входя в воду, каются и символически обмывают свои грехи. Но Христос безгрешен, Он заходит в воду, освящает ее и принимает на Себя всю ту людскую скверну, которой символически и духовно были исполнены воды Иордана. Господь приходит и берет на себя грехи, чтобы понести их на Себе, а затем пригвоздить человеческий грех ко Кресту.

В понимании Древнего Израиля Мессия – это царь, освободитель от иноземного ига. Но глас Отца во время явления Святой Троицы говорит – «Это Сын Мой возлюбленный», и эти слова имеют глубокий символический смысл. Где мы видим такое выражение – «возлюбленный сын»? В истории Авраама, когда он взял своего возлюбленного сына Исаака и по повелению Божию должен был принести его Богу в жертву. Таким образом уже в самом Крещении мы слышим о жертве, прообразом которой является жертва Авраама.

Христос – это Мессия, Помазанник, Царь Израиля, но Его служение – не в освобождении от политического гнета иноземной оккупации, а в освобождении всего человечества от греха через Свою жертву, через Крест и страдания.

А сегодня мы, дорогие братья и сестры, радуемся о том, что Господь, освятивший Иордан, освящает и наши воды, и мы имеем возможность причаститься этой Божественной благодати нашего Спасителя.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"