Престольный праздник и годовщину основания Казанского храма в Ижевском встретили за архиерейским богослужением

.

В Православной Церкви на следующий день после великих Господских и Богородичных праздников вспоминаются святые, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Именно поэтому 20 января, сразу же после даты, посвященной Богоявлению, установлено торжество Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В Казанском храме села Ижевское Спасского района есть придел, посвященный великому Пророку, и встречают праздник как одно из многочисленных в приходе престольных торжеств. В этот день Божественную литургию в храме совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Ижевское – село большое, известное, с богатой и давней историей. Первое свидетельство о нем сохранилось в грамоте рязанского князя Олега Ивановича епископу Феогносту от 1387 года. Во второй половине XIX века численность жителей села доходила почти до 8000 человек. Нуждам столь большого населенного пункта отвечал его храм.

Внушительное и вместительное здание в стиле классицизма с боковыми портиками было бы вполне уместно даже в крупном уездном или губернском городе. Помимо главного престола, в нем есть два придела в холодной части (уже упоминаемый – в честь Рождества Иоанна Предтечи, а также в честь апостолов Петра и Павла) и два – в теплой: правый, посвященный святителю Николаю Чудотворцу, и левый – в честь мученика Иоанна Воина. 

Здание было возведено в 1789 году стараниями помещика Ивана Демидова, и в этом году оно отметило круглую дату – свое 235-летие. В 1934 году храм был закрыт на полвека, но затем последовало его возрождение. Так что можно сказать, что в целом около двух столетий эта церковь остается духовным центром Ижевского.

С праздником Крещения Господня, Собором Иоанна Предтечи и годовщиной в жизни прихода верующих поздравил митрополит Марк. Владыка напомнил о значении храма и призвал верующих беречь святыню.

В наставлении владыка обратился к евангельским событиям, которые последовали сразу же Крещением Господним:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы продолжаем отмечать великий и спасительный праздник Крещения Богочеловека. Господь пришел на Иордан, чтобы, подобно многим жителям Древнего Израиля, погрузиться в воды этой реки. Но в отличие от остальных Он приходит, чтобы при погружении принять на Себя те грехи, которые исповедовали там другие люди.

Евангелисты сразу же после Крещения описывают другой важный эпизод – искушение Христа в пустыне. Авторы Евангелия говорят, что немедленно после принятия Крещения Господом дух ведет Его в пустыню. В сознании евангелистов Крещение и искушение в пустыне имеют глубокую внутреннюю связь. Когда мы читаем рассказ об искушениях, первое, на что обращается наше внимание – это славянский глагол: дух «погнал» Христа в пустыню. Именно такой термин используется в Евангелии от Марка. Почему же евангелист выбрал такое странное, на наш взгляд, выражение? Если мы посмотрим на оригинальный греческий текст Евангелия, то удивимся еще больше. В нем стоит греческий глагол, который в других случаях в Евангелии от Марка используется для обозначения изгнания из бесноватых людей темных сил. Это глагол ἐκβάλλω (эквалло). И вдруг евангелист то же самое слово употребляет для обозначения процесса шествия Христа в Иудейскую пустыню. Какой здесь содержится смысл?

Евангелисты Матфей и Лука относительно подробно описывают нам искушение Христа. Диавол сначала предлагает Господу превратить камни в хлебы – но не для того, чтобы Христос мог насытиться, а чтобы Он мог удивлять людей чудесами и насыщать голодных по всему миру. Но Христос отвергает это диавольское искушение, ведь Он пришел не для исполнения в мире социальной роли и только лишь чтобы насыщать голодных.

Затем диавол пытается другим образом искусить Христа. Он предлагает Ему спрыгнуть с кровли Иерусалимского храма. Христос отвергает и это искушение, говоря, что не подобает искушать Бога, хотя Господь и говорит о том, что Он сохранит жизнь праведников.

И, наконец, третье и последние искушение диавола в этом эпизоде – это готовность отдать царства мира сего взамен того, чтобы Господь поклонился диаволу. Но, конечно, Христос, который пришел спасти весь мир от рабства диаволу, не мог поддаться и на это искушение, и диавол до времени уходит.

В евангелии от Марка, содержащем удивительный для нас глагол «эквалло», нет подробного описания всех этих искушений. Но почему же евангелист употребляет именно это слово? Дело в том, что именно оно стоит в книге Бытия, когда идет речь об изгнании прародителей из рая. Согрешившие прародители Адам и Ева были изгнаны из рая, и описывает это глагол «эквалло». А теперь Христос движется в противоположном направлении, Он возвращается в рай, преодолевает искушения, которые являются подобными искушению первого Адама, и, как результат, пребывает в райском состоянии. Свидетельствуют об этом и слова апостола евангелиста Марка о том, что в пустыне Господь «был со зверями; и Ангелы служили Ему». Где человек пребывал вместе со зверями, не испытания от них вреда? Только в раю.

Итак, Господь после Крещения, символически взяв на Себя грехи приходящих на Иордан людей, искушается и, преодолев все искушения, возвращается в райское состояние, чтобы затем нести проповедь о приближении Царства Небесного. Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, стараться преодолевать те искушения, которые диавол нам посылает, и тогда мы обретем возможность следовать за Христом, имея целью древний рай, отвергнутый нашими праотцами.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"