Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Архиерейское богослужение в соборе Рождества Христова в Рязани

.

В воскресный день, выпадающий на 7 февраля или на ближайшее воскресенье, совершается празднование в честь Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 2024 году торжество пришлось на 4 февраля. В кафедральном соборе Рождества Христова Рязани верующие встретили особую дату за Божественной литургией, которую совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и литии, славления и наставления доступны в записи).

Наставление к верующим после Литургии и литии владыка посвятил историческим событиям, которые привели к появлению целого сонма новых мучеников в России, и урокам, которые необходимо извлечь из произошедшего нынешнему поколению:

– Жизнь Церкви Христовой на протяжении всей ее истории представляет собой путь вопреки сложностям и трудностям. Неслучайно образ Церкви – это образ корабля, идущего по всегда волнующемуся и бушующему морю. И только благодаря тому, что за штурвалом надежный кормчий, Сам Господь Иисус Христос, этот корабль идет твердым курсом по направлению к Небесному Царству.

ХХ столетие в истории Русской Церкви даже по сравнению со многими тяжелыми периодами – время особых испытаний. Мы видим, как в этом веке наша Церковь раздирается проблемами, смутами и нестроениями. С одной стороны, в нашем Отечестве появилось много различных сект, как правило, иностранного происхождения, отрывавших людей от Церкви Христовой и ввергавших их путь на путь заблуждений и смуты.

Огромное количество наших соотечественников прельстились революционной пропагандой, предпочтя идеалам Небесного Царства идеи строительства земного рая. И в самой Церкви существовало немало смут, появились движения, которые позже получили наименование обновленческих. Их представители стремились модернизировать Церковь в угоду духу времени. Мы видим свидетельства явного духовного упадка в Русской Церкви накануне революционных потрясений.

Примеры такого упадка многочисленны. Приходят на ум воспоминания одного архиерея, который говорил – вот идешь по улице, видишь стайку молодых людей, которые не кланяются архиерею, и сразу становится ясно – это семинаристы. Даже в семинариях попадала пропаганда, которая разрушала внутренний строй церковной жизни.

Казалось, что Русская Церковь может не выдержать этих испытаний. Как только перестало быть обязательным соблюдение ее норм и правил, большое количество людей отошло от активной церковной жизни. Военные священники приводили такие наблюдения: в то время, когда Церковь еще была государственным институтом, на фронте причащалась большая часть воинов, а когда участие в Таинствах перестало быть обязательным, причащалось уже только примерно 10 % от всего состава военнослужащих. Когда же началась революционная буря, открылась тягостная картина: тысячи людей, которые прежде ходили в храмы, перестали это делать и начали ругаться над верой, осквернять святые иконы и разрушать храмы Божии.

Казалось, безбожный дурман застелил глаза русскому народу. Однако в Русской Церкви оказалось огромное количество людей, верных Богу и Церкви. А испытания, постигшие Русскую землю, пробудили великий порыв мученичества и исповедничества. Сегодня мы знаем о том, сколь большое количество людей явило свою верность Церкви и твердость в испытаниях. Таких было большинство среди духовенства и мирян.

Эти испытания на самом деле привели Церковь к сплочению. И когда накануне войны в конце 30-х годов в советской России проводили перепись населения, то 3/4 нашего народа открыто сказали, что веруют в Бога. Казалось бы, в это время должны были быть уже другие результаты. Государственная пропаганда, маховик репрессий были призваны максимально ослабить Церковь. Но мы видим, что накануне войны Церковь, наоборот, укрепилась, и даже те, кто до этого колебались в вере, видя происходившее в Отечестве беснование, встали на путь веры и исповедничества.

Мы сегодня читаем жизнеописания новомучеников и исповедников, которых оказалось большое количество в каждом городе, каждом уголке нашей страны. В Рязанской земле было прославлено 120 человек. Конечно, число исповедников и мучеников было гораздо больше, 120 – это только те, жизнь и подвиг которых прослеживаются по архивным материалам.

Итак, мы видим целый сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые свидетельствовали о силе нашей веры и показали, что вера – это не просто человеческое изобретение, как трубила об этом атеистическая пропаганда, но неотъемлемое качество человека, то, что делает человека человеком.

Сегодня мы прославляем новомучеников и исповедников Церкви Русской и этот день – повод вспомнить о тех, кто был в те трудные и скорбные времена убит, заключен в лагеря, среди них и тех, кто не был прославлен. Это повод вспомнить о той трагедии и тяжелом испытании. И в то же время сегодняшний праздник – это день, когда мы молимся новомученикам и исповедникам Церкви Русской, чтобы они умножили в нас веру и своим предстательством помогли Святой Руси, нашему народу преодолеть все те испытания, с которыми сталкивается сегодня наше Отечество. А сами эти испытания являются следствиями страшных потрясений, которые случились в нашем Отечестве более 100 лет назад.

Дай Господь всем нам защиты, помощи и покровительства всех русских святых, дай Бог, чтобы их молитвам прочный и неотъемлемый мир воцарился на нашей многострадальной земле. И самое главное, чтобы наш народ обратился к Богу и жил в соответствии с традициями и преданиями Святой Руси.

*  * *

По окончании наставления владыка еще раз поздравил всех с праздником и вручил благотворителю, помогающему многим, в том числе – многодетным семьям священнослужителей и монастырям, Владиславу Юрьевичу Ануфриеву Патриаршую грамоту. Награды Владислав Юрьевич был удостоен во внимание к его трудам на благо Церкви и в связи с 50-летием.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"