Воспоминание Адамова изгнания. Архиерейское богослужение в соборе Рождества Христова

.

На пороге Святой Великой Четыредесятницы верующие обращаются мыслями к главной трагедии человеческой истории – изгнанию Адама из рая. Именно этой теме посвящен заключительный подготовительный воскресный день перед Великим постом. При этом каждый человек призван задуматься не только о событии грехопадения, его причинах и следствиях в мире, но и о своей собственной жизни, своих грехах и поступках.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

В кафедральном соборе Рождества Христова Божественную литургию в этот день совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В наставлении владыка обратился к теме грехопадения, особенностям его восприятия людьми и к тому, почему столь плачевными оказываются последствия попыток вычеркнуть этот факт из земной истории и строить жизнь так, как будто его и не было:

– Опыт земной жизни каждого человека – это опыт болезней, скорбей и страданий. Неслучайно евангелист Иоанн Богослов говорит: мир во зле лежит. И человек, который к стремится ко благу, миру, радости и счастью всякий раз наталкивается на эту глыбу злобы, страданий и искушений.

Человек не может понять, откуда это все берется. И только Божественное Откровение дает ответ: причина зла в мире, которое проявляется то в одну, то в другую историческую эпоху, то в одном, то в другом месте, заключается в том начальном событии, в приобщении человечества ко злу, в падении первого Адама.

Когда мы читаем книгу Бытие, у нас может возникнуть такая мысль: ведь Адам хотел познания, он приобщался к древу познания добра и зла. Но и каждый из нас стремится познавать это мир в той или иной степени, тем или иным способом. Неужели познание добра и зла может быть названо грехом, грехопадением?

На библейском языке слово «познание» – это не просто теоретическое познание, но приобщение. Поэтому, когда мы говорим о том, что первые люди, Адам и Ева, познали, прикоснулись к древу познания добра и зла, это значит, они приобщились к этому опыту познания добра и зла. Это значит, они отпали от Источника жизни – Бога, и приобщились к опыту зла, которого на самом деле в природе нет, но которое означает удаление от Бога. И вот это падение, приобщение ко злу является ответом на все вопросы о том, почему в мире существует зло, почему Бог допускает, чтобы в мире случалось одно, другое, третье.

Человечество очень часто забывает об этом и нередко впадает в романтизм. Древнегреческие философы считали, что причина всех бед и несчастий в мире – это незнание добра. И отсюда Платон говорил: чтобы стать добрым, нужно просто научиться вести себя правильно, узнать, что такое добро и следовать добродетелям.

На протяжении истории человечества в мире было предпринято немало попыток игнорирования этого страшного исторического события, попыток построить мир, игнорируя этот факт и греховную испорченность человека.

И всякий раз человечество, пытаясь создать в мире что-то новое, оказывалось обречено на неудачу. И каждый из нас, дорогие братья и сестры, тоже порой впадает в романтизм. И у нас тоже порой возникают представления, что мы можем все, что нас ничего не может остановить, и всякий раз оказывается, что все наши желания часто связаны с грехом, а наши пожелания отравлены греховными страстями.

Но знание – это уже оружие. И если мы понимаем греховную испорченность человеческой природы, то мы знаем и путь, которым следует идти, чтобы освободиться от этого греха. И путь этот – следование за Христом, за вторым Адамом. Путь первого Адама – путь непослушания и греха, а путь второго Адама, Иисуса Христа, – путь послушания Богу Отцу и исполнения заповедей.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы мы понимали свою зависимость от греха первого Адама, чтобы мы, стараясь исправиться, следовали бы путем второго Адама, Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"