Литургия в Неделю перед Богоявлением

.

В Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, 17 января, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

В этот день в храме читался отрывок Евангелия от Марка, и о содержании повествования, его значении митрополит Марк говорил в наставлении после богослужения:

— С чего начинается Евангелие? Казалось бы, простой вопрос. И вместе с тем евангелисты отвечают на него по-разному. Евангелист Иоанн Богослов говорит о предвечном рождении Сына от Отца еще до сотворения видимого мира. Евангелист Лука повествует нам о рождении Предтечи, а также о Благовещении Деве Марии и о других событиях, предшествовавших Рождеству Христову. Евангелист Матфей начинает свое благовестие с описания Рождества Христова.

Иной ответ на вопрос «с чего начинается Евангелие» дает апостол и евангелист Марк. Мы сегодня слушали начало Евангелия от Марка и с первыми его строками понимали, что слово «евангелие» мы сами воспринимаем по-разному. Для кого-то это книга, в которой описана жизнь Иисуса Христа, Его чудеса, смерть и воскресение. Евангелистом Марком слово «евангелие» употребляются в самом начале его повествования в другом смысле: «начало Евангелия Иисуса Христа», то есть начало благовестия Христа, того времени, когда Христос начинает нести людям Свою благую весть. Благовестие Христа начинается с Крещения, с проповеди Иоанна Крестителя. Иоанн пришел на реку Иордан, чтобы призвать людей к покаянию, чтобы очистить Израиль от грязи, сора и пыли, чтобы улучшить людей Израиля, привести их к Мессии, ко спасению. В этом и состояла миссия Иоанна Предтечи.

Значение деяний Крестителя не следует воспринимать самостоятельно. Все его труды и подвиги, призывы к покаянию — всего лишь начало, некое предисловие к проповеди Спасителя. И вот евангелист Марк повествует, как Иоанн вышел к реке и начал нести свою миссию. Он проповедовал идею покаяния ради прощения грехов, покаяния, необходимого Израилю для возвращения к чистоте древних традиций.

Но приходит Господь, чтобы принести нечто новое — очищение и благословение. Для многих из нас праздник Крещения — это радостное событие, когда мы погружаемся в освященную воду или принимаем ее внутрь как святыню. А для древних евреев Крещение — это, прежде всего, спутник покаяния, ведь Иоанн крестил крещением покаяния, и проповедь его была сурова, он очень строго обращался к своим слушателям, называл их «змеенышами». И все же авторитет Пророка был настолько велик, что его слово воспринимали как откровение свыше. Это потом мы узнаем от Спасителя, что многие все же Иоанну не поверили, однако евангелист описывает нам, как народ шел на Иордан, с каким воодушевлением совершалось это исхождение Израиля для обновления своей духовной жизни.

Покаяние — это начало обращения, это условия принятия благой вести. Действительно, для того, чтобы принять учение о Царствии Божием, которое принес Спаситель, нужно было покаяться, обратиться, увидеть волю Божию в жизни и истории, отказаться от своих грехов. И только тогда Царство Божие может открыться. Всему этому и была посвящена проповедь Иоанна Предтечи.

Мы сегодня находимся на пороге великого праздника покаяния, освящения, обновления творения. Будем же и мы, дорогие братья и сестры, воспринимать проповедь Иоанна Предтечи как слова, относящиеся к каждому из нас. Нас Предтеча призывает к покаянию, к нам обращены его слова, ибо иначе мы не сможем воспринять, осознать и усвоить благую весть, которую принес Спаситель. Дай Бог, чтобы наши сердца обратились к Богу, чтобы мы оставили свои злые деяния, чтобы с чистым сердцем смогли воспринять благодать, которую принес на землю Спаситель.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"