Не останавливаться в движении к Богу. Литургия в Неделю 3-ю по Пасхе

.

Наступила третья Неделя по Пасхе. В церковной традиции этот день посвящен памяти святых жен-мироносиц. Вновь и вновь чествуется подвиг преданных учениц Христа, которые, будучи движимы безусловной и безграничной любовью, спешат ко гробу Спасителя, чтобы, по существовавшей традиции, помазать Его тело. Но их Учителя уже нет во гробе, Он победил саму смерть – и они становятся не исполнительницами скорбного обряда над умершим, а первыми вестницами великого события Воскресения, и, впоследствии, образом и примером для всех поколений женщин-христианок.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

В Неделю жен-мироносиц, 16 мая, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском соборе. Владыка в наставлении после службы напомнил о других святых, вспоминаемых в этот день, и о том, чему учит их пример жизни:

– Сегодняшний праздник, дорогие братья и сестры, связан с людьми, которые проявили особую верность Христу, и тех, кто смог совершить в своей жизни духовный подвиг. Мы прославляем память святых жен-мироносиц, которые оказались непоколебимо верными своему Спасителю вопреки всем страхам и сомнениям. Еще сегодня наша Церковь отмечает память Иосифа Аримафейского, человека, занимавшего важный пост в древнем Израиле, члена Синедриона. Несмотря на все сложности, связанные с таким положением, он не побоялся попросить у Понтия Пилата тело умершего на Кресте Спасителя. Член Синедриона, который осудил Спасителя на смерть, проявил мужество и сделал все так, как велели ему христианский долг и совесть!

И, наконец, Церковь отмечает сегодня память тайного ученика Христа, Никодима. Мы мало что знаем о нем. Евангелист Иоанн повествует о беседе, имевшей место во время земной жизни Спасителя. Никодим принадлежал к числу тех людей в Израиле, которые воспринимали служение Христа как особую миссию. И в беседе со Спасителем он прямо сказал – никакой человек не может творить такие чудеса и знамени если бы Он не был от Бога. Но в той же беседе со Христом Никодим проявляет и непонимание основополагающих явлений духовного мира. А потому Господь, общаясь с ним, употребляет местоимения «мы и вы», под первым подразумевая Себя и Своих учеников, а под вторым, с которым обращается и к самому Никодиму, – принадлежность к этому миру. А что такое «мир» на языке евангелиста Иоанна Богослова? Мир – это собрание страстей, пространство, находящееся под влиянием князя мира сего, диавола, в которому, поэтому, довлеют похоть плоти, очес и гордость житейская. Мир враждебен Богу, несмотря на то, что Господь пришел спасти его. И вот Никодим во время беседы с Христом определяется Господом как принадлежащий к этому, враждебному ко Христу миру.

Прошло какое-то время, не столь и продолжительное – ведь все служение Христа, как говорит предание, продолжалось всего лишь три года. Тем не менее с Никодимом уже произошло перерождение, он действительно родился свыше. Неслучайно Церковь поминает его как праведника, как святого. Он преодолел огромную дистанцию между этим, враждебным Христу миром, и Богом, стал частью мира Христова, стал принадлежать к «своим», то есть друзьям Христа.

Вопрос о принадлежности к определенному миру является животрепещущим для каждого из нас. Кто мы? Часть этого мира, живущие по его стихиям? Или же мы все-таки сможем стать достоянием Христа, войдя в число тех, кого Он называл «Своими»? Это главный вопрос жизни для каждого человека, тем более – для христианина.

Просто назвать себя христианином мало, важно преодолеть, с одной стороны, эту короткую дистанцию, с другой – перебраться через пропасть, которая отделяет этот мир от мира Христова. Дай Бог чтобы и мы, дорогие братья и сестры, по примеру ныне вспоминаемого тайного ученика Христа Никодима, не останавливались бы в своем движении к Богу, но смогли бы на протяжении своей жизни преодолеть эту пропасть, разделяющую мир, век сей от мира Христова.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"