О безумии и духовной мудрости. Архиерейское богослужение в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

.

На Неделю 24-ю по Пятидесятнице в этом году, 5 декабря, пришелся первый день попразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы. В Христорождественском соборе Рязани Божественную литургию возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Верующие продолжают вспоминать событие, связанное с ранним детством Богородицы – Ее восшествие в Иерусалимский храм. В Божией Матери соединилось множество качеств, к которым призван стремиться каждый верующий: глубокая вера и мудрость, милость и сострадание, единство ясного ума и чистого сердца. Такая цельность – высокий идеал, препятствием к достижению которого оказывается распадающаяся в грехах натура падшего человека, и один из примеров такого распада был показан в евангельской притче, звучавшей в этот день в храме.

Почему человек, описываемый в притче, получает жесткий эпитет от Спасителя, и чему учит эта притча каждого человека, владыка Марк говорил в наставлении после богослужения:

– В нашем языке существует пословица: «диавол кроется в деталях». Так обычно говорят о тех случаях, когда люди строят с виду хорошие планы и проекты, но какие-то их детали, как червоточины, сводят все на нет, извращают содержание всей идеи и ее реализацию.

Это касается притчи, которую мы слышали сегодня в Евангелии. В чем ее суть? Некий человек получил большой урожай, дар Бога, но поскольку не имел возможности хранить все это богатство, решил сломать старые житницы и построить новые. Казалось бы, что тут плохого? Это подход рачительного хозяина, стремящегося надлежащим образом сохранить дар, полученный им от Бога, чтобы уродившееся зерно можно было потом использовать для разных, в том числе, благих целей.

И все же Господь называет его безумцем. Мы помним, как Спаситель в Нагорной проповеди клеймит тех, кто называет ближнего «рака», то есть безумным. Человек, называющий ближнего безумцем, по слову Спасителя, повинен суду Синедриона. И вместе с тем Спаситель Сам называет этого человека безумным. За что же?

В нашем понимании безумный человек – тот, кто допускает нелогичные, непрактичные, безрассудные поступки, которые не сообразуются с житейской мудростью. Но как же воспринимает слово «безумный» Священное Писание?

В Библии оно имеет совершенно иной смысл. Безумный – тот, кто забывает Бога. Слова Псалтири ясно говорят об этом: «Сказал безумный в сердце своем: нет Бога». Человек, считающий, что Бога нет или что Он отстранился от жизни мира, прежде всего, и есть безумный. И мы видим, что понятие «безумный» в нашем мирском употреблении не совпадает с библейским.

С точки зрения житейской мудрости этот богач поступил как рачительный хозяин, абсолютно разумно – так поступают тысячи и миллионы людей в этом мире. Но с точки зрения Божественной правды он поступил как безумный.

Его безумие состояло в том, что он помыслил себя живущим в пространстве, в котором как бы нет Бога. «Ешь, пей, веселись!», сказал он себе, забыв про Бога, удалив Его из своей жизни. Это все равно что сказать в своем сердце – «нет Бога!». И в этом заключалась его самая большая ошибка. Господь уже изрек о нем Своей приговор.

Какая тонкая грань между представлением о рачительном хозяине и о безумце, поступающем так, будто нет Бога! Задумаемся об этом: а не ведем ли мы себя в жизни так же, когда строим планы – вот доживу до стольких-то лет, сделаю одно, другое, построю дом и так далее. Конечно, все это возможно, но если Бог одарил нас Своей милостью, благодарность к Нему и осознание этого дара должны быть непременным условием любых наших планов. В противном случае, если мы начинаем строить планы без Бога, мы становимся безумными, потому что даже этими планами мы устраняем Бога из своей жизни. Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, всегда стремиться к тому, чтобы быть мудрыми для Бога. Мы видим, как не совпадает понятие мудрости в этом мире и в понятии духовном.

Мы часто хотим быть современными людьми, респектабельными, но это притча в очередной раз напоминает нам, что самая главная задача в жизни человека – это не быть безумными в очах Господа.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"