Вера объединяет: сестры Казанского монастыря побывали в Егорьевске

.

Часто бывает, что жизнь одного человека сводит и сближает разных людей. Так, судьба послушницы Егорьевского Троицкого Мариинского монастыря Антонины Новиковой, прославленной в лике святых в соборе новомучеников, объединила две женских обители, которые находятся в десятках километров друг от друга.

Несколько лет назад игуменье Казанского монастыря города Рязани Анне (Сычуговой) было передано жизнеописание новомученицы Антонины, из которого стало известно, что, будучи ребенком, она с 1888 года жила у своей тети монахини в Казанской обители, где обучалась грамоте и рукоделию. Этот факт дал право сестрам, живущим в наше время в монастыре, считать ее «своей» святой, так как желание служить Богу и стремление стать монахиней было заложено в детской душе, по всей видимости, еще в стенах древней рязанской обители.

Игуменьей Анной было принято решение посетить места, связанные с жизнью Антонины Новиковой. И небольшая делегация из Рязани, во главе с настоятельницей монастыря, отправилась в паломническую поездку. Первой точкой маршрута был город Егорьевск, где в Мариинской обители подвязалась святая. Путь был не близкий, но не такой уж и далекий. Эти земли родные для рязанцев, с 1778 года они входили в состав Егорьевского уезда Рязанской губернии. Сам Егорьевск, как и много десятилетий назад, и сегодня представляет собой тихий патриархальный городок. И это не минус, а скорее плюс в наше суетное, техногенное время. Зеленые улочки, двухэтажные купеческие особняки и, конечно же, храмы.

Особой достопримечательностью города считается Свято-Троицкий Мариинский монастырь. Здесь рязанцев встретила игуменья Илария (Иляхинская). Настоятельницы сразу нашли общий язык, ведь их жизненные пути так похожи. И матушка Илария, и игуменья Анна возглавили свои обители в 2008 году. Обеим им пришлось немало потрудиться при восстановлении монастырей и сейчас перед ними стоят одинаковые проблемы - где взять средства на дальнейшее благоустройство.

До революции в Рязанской епархии (к которой тогда относился Егорьевск) Мариинский монастырь был одним из богатейших. История его началась со строительства Троицкого храма в 1880 году, который возводился на средства городского главы, купца первой гильдии Никифора Михайловича Бардыгина. Церковь поражала своим великолепием. Стены были расписаны в стиле XVII века фресками по золотому фону. Напольную плитку специально заказали в Санкт-Петербурге на заводе Виллеруа и Вох Метлах. Для изготовления иконостаса была привезена крымская яблоня, а для печей кирпич из Германии.

Открытие монастыря состоялось 25 августа 1900 года, в третью годовщину со дня смерти жены Никифора Михайловича Бардыгина Марии Владимировны, которая была погребена рядом с Троицкой церковью. Настоятельницей обители стала родная сестра купца игуменья Олимпиада (Бардыгина).

Обитель украшалась и расцветала с каждым годом. Помолиться в монастырь и подивится его красоте приезжало большое количество паломников. Таким его видела и приехавшая туда поступать в 1904 году Антонина Новикова. Она пробыла в монастыре послушницей двенадцать лет до самого его закрытия в 1918 году.

В этом судьбы Егорьевской обители и Рязанского монастыря тоже схожи. И тот, и другой прекратили свое существование почти сразу после революции. В Мариинской обители разместилось лётное училище, в Казанском монастыре - концлагерь для «нетрудового элемента». После закрытия сестры продолжали вести монашеский образ жизни, прислуживали в незакрытых еще церквях, пытались сохранять общину. Но судьба этих женщин везде была одинакова. Преследования, аресты, ссылки – вот что ждало не отрекшихся от Бога людей.

В мае 1931 года Антонину и других сестер бывшей Мариинской обители арестовали и приговорили к пятилетней ссылке в Казахстан. Из лагеря матушка вернулась нетрудоспособной, опекать ее стала другая послушница Надежда Круглова, ставшая во время их проживания в монастыре, близкой подругой. Несмотря на возраст и немощь обеих женщин, их вновь арестовали в 1938 году. Послушниц обвинили в клевете на советскую власть и приговорили к расстрелу. 20 марта того же года Антонина Новикова и Надежда Круглова были расстреляны на Бутовском полигоне.

Сегодня они прославлены в лике святых, так же как и послушницы Казанского женского монастыря города Рязани Ольга Жильцова и Евдокия Архипова. О них настоятельнице Мариинского монастыря рассказала игуменья Анна. Судьбы исповедниц очень схожи, они прошли один и тот же мученический путь и приняли смерть в одном году с разницей всего в несколько дней. И игуменья Анна, и матушка Илария уверены, что святые подвижницы, чей подвиг был явлен в самое тяжелое для верующих время, сегодня молитвенно помогают возрождаться обоим монастырям.

Игуменья Илария, проведя небольшую экскурсию по обители, много говорила о том, как поднимали ее из руин. В 60-х годах прошлого века монастырское кладбище сравняли с землей, Троицкий храм переделали сначала под музей, а потом клуб. Колокольню и купола снесли, уничтожили могилы основателя обители Никифора Бардыгина, его жены и первой игуменьи Олимпиады. Фрески закрасили масляной краской, а проступавшие лики святых выжигали паяльными лампами.

В наши дни монастырю передана лишь небольшая часть, основную территорию по-прежнему занимает Егорьевский авиационный технический колледж. Не до конца еще отреставрирован Троицкий собор, великолепные росписи по золоту восстановлены только в алтарной части. Ждет своего часа монастырская ограда, башни которой со временем сильно обветшали. Забот впереди еще много, не всегда хватает средств, но как говорит матушка Илария, помощь приходит неожиданным образом.

Происходят иногда просто удивительные вещи. Так в монастырь приехала бригада реставраторов, которая себя хорошо зарекомендовала. И каково же было удивление игуменьи, когда она узнала о том, что среди рабочих есть потомки хозяев завода в Петербурге, которые до революции поставляли в храм напольную метлахскую плитку.

Общение гостей и настоятельницы Мариинской обители продолжалось бы дольше, столько общего и интересного было в истории монастырей, но впереди у рязанцев был еще один пункт поездки - поселок Фруктовый, где жили родители Антонины Новиковой и где она родилась.

До 30-х годов прошлого столетия этот населенный пункт назывался Горки и относился к Рязанским землям. Еще в 1381 году князь Олег Рязанский возвел здесь город-крепость Перевицк. И только после гибели Перевицка, произошедшей в конце XVI века, на этом месте появилось сельцо Горки. Оно было ничем не примечательно, пока рядом с ним в 1865 году не началось движение по железной дороге Москва-Рязань.

Дорога изменила жизнь многих деревень и сел, в том числе и Горок, в километре от которых открыли одноименную станцию. Спустя какое-то время в селе развернул предпринимательскую деятельность выходец из крестьян Андрей Иосифович Новиков. Он разбил на купленных им землях сады, устроил питомник фруктовых деревьев, построил дачи, которые стал сдавать на лето в наем, и в 1886 году заложил в Горках кирпичный пятиглавый Спасо-Преображенский храм. На его строительство сельский предприниматель истратил 25 тысяч рублей.

В поселке рязанцев встречали настоятель храма иерей Кирилл Козлов и председатель Луховицкого районного историко-краеведческого общества Андрей Александрович Шаблин. Они рассказали о жизни отца Антонины Новиковой Андрее Иосифовиче, показали могилу у церкви, где он покоится со своей женой Анной Яковлевной.

В 1936 году власти приняли решение закрыть церковь и разместить в ней столовую открывшегося в Горках дома отдыха. Для этого сняли кресты и разобрали купол, а внутри установили перегородки. В алтаре обустроили кухню и моечную. В это же время часовня, которая стояла на месте захоронения храмоздателя Андрея Новикова, была перенесена на крутой берег Оки и использовалась как беседка. Никого не остановил тот факт, что благодаря именно Андрею Иосифовичу село в буквальном смысле когда-то расцвело – в том числе посаженными им садами, плодами которых пользовались местные жители вплоть до 70- годов прошлого века.

О предпринимателе и благотворителе Новикове сегодня с уважением вспоминают многие люди - и за то, что выстроил храм в родном селе, и за то, что так достойно воспитал свою дочь. Но не стоит забывать и о проведенных ею годах в Казанском женском монастыре. Протоколы допроса после ареста послушницы сохранили ее воспоминания о пребывании в обители: «С 8 лет была у тетки в монастыре города Рязани, училась грамоте один год, тетка была в монастыре монахиней. Я часто ездила к ней в гости, была отдана вере всей душой».

Покидая места, связанные с жизнью Антонины Новиковой, каждый, кто проделал этот путь, понимал, что, когда люди близки друг другу по духу, никакие километры и границы не разделят их. А вера, которой мы должны быть отданы всей душой, объединяет и тех, кто когда-то жил и тех, кто сейчас живет на этой земле.

По материалам информационного портала "Логосъ"