Символ веры (продолжение). Семинар с митрополитом Марком в рамках духовно-просветительского лектория

.

24 ноября в лектории Иоанно-Кронштадтского храма Рязани митрополит Марк продолжил беседу о Символе веры. По традиции Владыка предложил мозговой штурм, призывая всех участников встречи высказываться на заданную тему и предлагать свои идеи. Чтобы активизировать творческую деятельность своих слушателей, Владыка «для самых умных» вновь привез призы: серебряные и золотые крестики и книги.

Напомним, неделю назад архипастырь вместе с «семинаристами» обсудил значение слова «кредо» (первое слово Символа веры по-латыни), историю создания Символа веры и смысл самого понятия «вера». Итак: вера – это признание реальности, которую мы не видим и которую мы не можем определить в привычных терминах с помощью разума.

***

Какое слово из последующих за словом «верую» является самым главным?

На этот вопрос дружно ответили сразу несколько человек: «Главное слово – Бог!»

«Во Единого Бога», – подчеркнул кто-то. «Но мы же верим в Триединого Бога», - уточнил Владыка, не позволяя аудитории расслабиться. Почему же тогда в первом предложении мы говорим: «Верую во Единого Бога?» Почему это так важно?

«Потому что раньше верили во многих богов, - пояснила одна из слушательниц, Галина. – И нужно было акцентировать внимание на том, что Бог Един».

Действительно, в то время когда создавался Символ веры, а именно, его первая часть, то есть во времена Первого Вселенского собора в Никее в 325 году, религии многобожия, язычество еще были очень сильны и имели множество последователей. Император Константин, созвав Никейский Собор и лично его возглавив, положил конец преследованию христиан. «И молодая тогда христианская религия, - как правильно дополнила Татьяна, - стала разрешенной».

А почему прежде христианство было гонимым?

Отвечая на вопрос Владыки, слушательница Екатерина предположила, что «раньше христианство было гонимым, поскольку в те времена религия не могла рассматриваться вне контекста государственной политики».

Митрополит похвалил Екатерину за верный ответ и пояснил: «В языческих храмах тогдашнего Рима среди изображений богов были и статуи римских императоров. И им, вместе с богами, также приносились жертвы. Тем самым человек демонстрировал «лояльность к власти», как бы мы сказали сегодня. А отказ от жертвоприношения трактовался как акт гражданского неповиновения. Соответственно, христианство воспринималось как непатриотичная религия, поскольку христиане отказывались приносить жертвы языческим богам, в том числе и императорам».

При императоре Константине христианство стало разрешенной религией, а позже, при императоре Феодосии, – государственной. Хотя нельзя забывать, что и после Константина партии, состоящие из приверженцев многобожия, все еще были весьма влиятельны. А на престол восходили императоры, которые пытались возродить языческие культы.

Язычество: попытки возрождения

Попытку возродить многобожие предпринял император Юлиан, получивший наименование Отступник. Об этом вспомнил Владимир и «за хорошее знание истории Церкви» получил от Владыки книгу «Антоний Великий».

Причем в язычестве упрекали и самих христиан, ставя им в вину то, что они, якобы, исповедуют трех богов: Отца, Сына и Святого Духа. Это стало еще одной причиной, по которой в первые же слова Символа веры отцы–участники Никейского собора добавили «Единый».

Монотеизм - религия, последователи которой верят в Единого Бога

В мире существуют еще две монотеистические религии – иудаизм и ислам. Буддизм не является монотеистической религией, поскольку - как правильно сказала одна из «умниц», получившая «за блестящий ответ» книжку в подарок, - для буддизма вообще не характерно учение о Боге. Буддисты верят, что мир возник сам из себя.

Не является монотеистическим и индуизм, который учит о существовании многих богов, что характерно для политеизма.

Монотеистические религии еще называют Авраамическими. Авраам считается отцом верующих и в христианстве, и в иудаизме, и в исламе: по-арабски имя «Авраам» звучит как «Ибрагим».

Бог-Отец: почему сказано, что мы верим в Бога, Которого называем Отцом?

Этот аспект очень важен в связи с темой триадологии - учением о Святой Троице. В Едином Боге три ипостаси: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог – Святой Дух. Таким образом, первый член Символа веры называет первое Лицо Святой Троицы.

Само слово «Отец» дает возможность увидеть и другие смыслы, неразделимые с ним. Например – слово «любящий».

Так, есть разные учения, которые по-своему определяют Бога и Его участие в жизни мира. Например, есть деизм, где утверждается: да, Бог есть, Он создал видимый мир, но после этого самоустранился, не вмешиваясь в бытие Своего творения, и поэтому мир существует сам по себе.

С именем же «Отец» связанно представление о Промысле Божием. То есть о благотворном участии Господа в нашей жизни, о непрестанном действии в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, направленной на исправление дурных последствий человеческой воли и обращающей ко благу каждого человека в отдельности и человечество в целом. То есть в представлении христианина Господь действует не как равнодушный Создатель мира, рисуемый деизмом, но как любящий Отец.

Вседержитель

Этим словом утверждается ошибочность дуализма. Люди, придерживающиеся учения дуализма, говорили, что мир расколот между добром и злом, и власть Бога ограничена силами тьмы.

Поэт

Да-да. Именно так звучит следующее слово Символа веры на греческом языке. «Поэт», «пиитис» переводится на русский язык как «Творец».

«Неба и земли, видимым и невидимым». Твердь – это небо, видимое нам. И в то же время небо – это мир невидимый, ангельский, сотворенный до творения видимого мира.

Иисус Христос

Иисус значит Спаситель, Христос – Помазанник.

В следующем члене Символа веры: «И во Единого Господа, Иисуса Христа…» Господь один, при этом в нем соединены Божество и человечество.  Единородный – то есть единственный Сын Бога.

Рожденный, несотворенный, единосущный Отцу

Слово «единосущный» вызвало больше всего споров на первом Вселенском Соборе: Отец и Сын – одна сущность. Ариане учили, что Христос – Сын Божий, Который получил особое благоволение, особую милость, а также, что Он – первое творение Бога и что было время, когда Его не было.

Термин «единосущный» был предложен святителем Афанасием Александрийским. Это определение фактически «закрывало тему арианства», однако вызывало сомнения и у «своих»: стоит ли включать в Символ веры слово, взятое не из Священного Писания, а из философии.

Те же, кто не хотел признавать единосущность Отца и Сына, предлагали заменить это слово в Символе веры на «подобосущный».

По-гречески эти термины звучат как «омоусиос» и «омиусиос» - слова, для слуха мало различимые, но несущие огромную, принципиальную разницу в богословских представлениях о втором Лице Святой Троицы.

«Имже вся быша». Логос

«В начале было Слово», - говорится в Евангелии от Иоанна. Господь сотворил все Своим Словом, то есть Второй ипостасью Святой Троицы. «И сказал Господь: да будет так», - слова из Библии, повествующие о сотворении мира. Не только «Слово», но и «Мудрость», «Закон» – эти и другие значения включает в себя греческое слово «Логос».

***

В завершение встречи состоялся небольшой экскурс в философию с обсуждением «мира идей» Платона.

А затем все вместе избрали самых активных и интеллектуальных участников, и Владыка вручил победителям призы.