Иоанно-Богословский монастырь глазами ученика дореволюционной Рязанской гимназии

.

Очерк из ученического журнала “Утро”, издававшегося при I-й Рязанской гимназии (Рязань, типография Н. В. Любомудрова, 1906 г.). Воспоминания одного из учеников гимназии, сохраненные им в небольшой заметке о поездке в обитель Иоанна Богослова, дают возможность читателю увидеть, как встречал монастырь паломников в начале прошлого века и сравнить образ со своими впечатлениями о посещении этого святого места уже в наши дни.

Вот наконец и монастырские заливные луга, а вот и сам монастырь показался из-за зелени и блестит на солнце своими многочисленными, ослепляющими глаза крестами. Монастырь раскинулся среди дубоваго леса на высокой горе, подъем на которую (был) очень крут. Не доходя приблизительно с версту до этой горы, Ока делает поворот и уклоняется вправо, и тут самое главное богатство монастыря – это заливные луга. Много стогов сена бывает тут на сенокос. Много его монастырь оставляет для себя, даже весь скот монастырский зимой кормится сеном, а еще больше продает.

Какое радостное чувство овладело нами, когда мы миновали луга и поднимались на (только что упомянутую) гору, таща за собой велосипеды. Мы одолели подъем, прошли в ворота гостиницы, в которой и остановились. Это было двухэтажное каменное здание с очень чистенькими комнатками, расположенными по обе стороны просторного коридора, в конце которого находится икона Иоанна Богослова с неугасимой лампадой и кружкой, повешенной здесь для того, чтобы богомольцы клали свои посильные лепты за приют. Гостиницей заведует иеромонах, под началом котораго четыре отрока-послушника.

Номерок, который мы заняли, выходил окнами во двор, окруженный со всех сторон разными службами, конюшнями, навесом, под которым стоят экипажи, приносящие некоторый доход монастырю, так как в них привозят богомольцев со станции Солодча, а также в них и отвозят, и наконец старой деревянной, окрашенной в серый цвет, гостиницей; она скромно приютилась в углу двора. В ней особенно любят останавливаться крестьяне, пришедшие поговеть Успенским постом. Громадный доход приносит монастырю Успенский пост, а в особенности Великий, когда Ока выходит из берегов и затопляет заливные луга, тогда у подножия горы устраивается монастырская пристань, богомольцы приезжают на маленьком пароходике “Голубь”, который только один здесь и останавливается. Кормят в гостинице очень хорошо и даже по постным дням. Больше все рыбное, потому что заливные луга изобилуют озерами, а последние рыбою. Некоторые из озер монастырь сдает на “тони”.

Чу! вон первый удар колокола, возвещает обедню; обедня в будничные дни служилась половина седьмого, а в праздничные две: ранняя и поздняя, и обе в разных соборах. В этих соборах очень светло, окна не узкие, как это встречается в других монастырях; в каждом из двух соборов по три престола и семи-ярусный иконостас. Массивные паникадила и люстры для свечей – вот все убранство соборов. Против праваго престола всегда ставится старинная чудотворная икона Иоанна Богослова. От обоих соборов ведут усыпанные желтым песком и обсаженные молодыми тополями дорожки к покоям настоятеля, отца Виталия, к обоим воротам и к корпусу, где помещается братия. Против покоев настоятеля у самой стены стоит башня с часами и механическим боем, отбивающим каждую четверть. Недалеко от башни – строящаяся колокольня как раз напротив ворот, проделанных в толстой каменной стене, покрытых старинными изображениями святых угодников. Эти ворота всегда на запоре.

Налево от входных ворот калитка, ведущая вниз в огород и к пруду. Собственно, монастырь расположен на трех холмах; на одном соборы, башня, покои настоятеля и общежитие братии, окруженные стенами с восьмиугольными башнями; на другом – дубовая роща и орешник; у подножия этого холма, недалеко от пруда находится скотный двор. Из скота монастырь больше разводит овец и свиней, коров же держит только для молочных продуктов, которые монастырь продает. На третьем холме – осиновый и березовый лес, который монастырь вырубает на дрова для нужд монастыря и редко, редко на продажу. В долинке между двумя последними холмами находится пещера затворника, основавшего монастырь и ушедшего, по свидетельству братии, на Афон.

poschsepia
Эта пещера громадна; она выкопана под дубовой рощей, так что с потолка свешиваются корни. Посредине пещеры земляной престол с крестами, вырезанными из земли. Против престола находится, сделанное из земли, но плохо сохранившееся изображение Божией Матери с Младенцем на руках. В углу пещеры положены, связанные в пучок прутья; с какой целью они здесь находятся монахи не объясняют. Из пещеры вытекает источник, дальше опять скрывается под землею и наконец выходит у подъема с лугов к гостинице. На  месте его  выхода построена каменная часовня, внутри которой устроен бассейн, и вода бьет фонтаном из креста. Тут служат молебны. Это место особенно часто посещается богомольцами, которым монах дает здесь пузырьки, чтобы зачерпнуть воды и унести с собой. Из часовни вода течет по желобку в другой бассейн на котором построены две купальни: одна мужская, а другая женская. В них купаются богомольцы, несмотря на то, что вода в бассейне очень холодна.

Напившись воды из источника, мы поднимаемся опять к гостинице и проходим через фруктовый сад на дворе гостиницы. Этот сад разделен на две части. Одна большая сдается, а другая меньшая остается для потребностей монастыря. В саду больше всего яблок и слив. Выходим на двор. Две линейки, запряженные каждая парой лошадей, выезжали из монастыря на станцию Солодчу. Мы взошли в гостиницу, самовар ждал нас на балконе, с котораго виднелись как бы в тумане Рязанский собор и город. Напившись чаю, мы простились с иеромонахом, расплатились с гостиницей, спустились с горы, купили по дороге слив и к вечеру были уже в Рязани.

По материалам сайта Иоанно-Богословского монастыря