Будущее народа зависит от семьи

.

В последних числах ноября в Общественной палате Российской Федерации состоялась две важных конференции, посвященных темам семьи и материнства. Первая носила название «Нравственный климат в семье и традиционные ценности народов России», вторая «Здоровье семьи — здоровье общества». В форумах принял участие протоиерей Виталий Рыбаков, руководитель Рязанского епархиального Центра охраны материнства и детства «Право на жизнь». Батюшка представил участникам конференций доклад, посвященный вопросу многодетности и сохранения будущего России. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления:

Когда говорят о России, часто употребляют такие слова, как «многонацоинальная», «многоконфессиональная». Россия, в этом смысле, носит образ многодетной семьи. У нас принято называть свою Родину словом «Мать».

В семье есть по-особому близкие, родные друг другу люди – братья и сестры. Здесь сопереживают так, как нигде больше. Хотим мы того или не хотим, но этих людей объединяет нечто большее, чем физиологический фактор.

В семье радуются друг за друга, если кто-то добился каких-то достижений, чего-то достиг в жизни. И переживают, сочувствуют, стараются помочь родному человеку, если он столкнулся с трудностями.

Из всех народов нашей «многодетной» России в худшем положении сейчас находится ее старший сын — русский народ. Он буквально вымирает! Если бы мы смогли остановить губительные для нас процессы (а для этого должно быть в среднем по 5-6 детей в каждой семье), то к середине XXI века в России проживало бы порядка 170-175 миллионов человек. Но если мы не сможем переломить сложившуюся динамику, то, мы рискуем утратить родное нам наименование на карте мира, а вместе с тем — свою свободу и самостоятельность.

Мой прадед Игнатий, живя на Дону в первой трети прошлого века, был отцом тринадцати детей. Это при том, что его семью четыре раза грабили в продразверстку красноармейцы, а самого в конце концов расстреляли. Тем не менее, пятеро из его сыновей воевали на фронтах Великой Отечественной. Старший же из них, мой дед, будучи комиссованным в тыл по инвалидности в 1942-м, уже в следующем году стал отцом пятого, а по окончании войны - еще одного ребенка. К тридцати годам, у моей овдовевшей к тому времени матери было несколько детей (из них я — четвертый). В свою очередь, в семье моего сына родилась вторая девочка, когда ему было только 20 лет. Он учился на третьем курсе Академии, и мы даже не имели тогда даже крыши над головой.

Моя многопоколенническая семья — моя визитная карточка. Это с одной стороны. С другой — она является свидетельством, что не государственные гарантии или благополучие жизненного уровня человека являются решающим фактором в выборе — быть или не быть многодетным. Между этим выбором и самим вопросом о существовании русского народа уже стоит знак равенства.

Я, как сын офицера, не могу не порадоваться за Героя России, Президента Республики Ингушетия Юнус-бека Евкурова, который говорит о своем народе: «У нас семья в пять детей - не считается многодетной» (в ингушских селениях в каждой семье воспитывается, как правило, по 8-9 детей). Кавказские народы вообще всегда славились разумным отношением, по заповеди, к рождаемости... В последние годы, на этом фронте, едва ли не «рекорды» ставятся в Якутии, на Чукотке; как всегда, «в порядке» дело в Республиках Бурятия, Тыва, Алтай.

Потому что эти и некоторые другие народы, регионы России имеют крепкие семейные традиции, которые, к счастью, не подверглись у них сколь-нибудь значительным изменениям. Хорошо также, что по преимуществу здесь сохраняется благоговейное отношение к родителям, старейшинам в роду. Мы, славяне, рады за другие наши, «многодетные» народы России, но сами, к сожалению, порадовать в этом отношении никого теперь не можем.

Между тем, я представляю регион, «плодовитее» которого 100-150 лет назад не было нигде в мире. В рязанских семьях воспитывалось в среднем по 11 детей, тогда как в России этот показатель равнялся - 8-9, а в Европе – 6-7. Подобная величина характеризовала у нас и крепость брака. Семьи с 18-ю, 25-ю детьми не считались каким-то чудом или исключением. Динамика показателей народонаселения в Российской империи у православного населения была в 1,6 раза выше, чем у представителей других традиционных религий. Вообще, у всех народов, вера, религиозные традиции и установки являлись фундаментальным фактором крепости семьи, многодетности и надежного будущего государства.

Глава Центрального Духовного управления мусульман России, муфтий Талгат Таджутдин посоветовал тем, кто горит желанием создать халифат, приехать в РФ и посмотреть, как он уже существует на территории российского государства.

"Когда мы вместе, это и есть халифат. У нас этот "халифат" называется Святая Русь", - сказал муфтий на открытии XIX Всемирного русского народного собора в 2015 году.

"Если не верят, пусть приезжают (посмотреть), как мы, 193 народа, православные, правоверные, иудеи, буддисты и даже коммунисты, живем", - добавил муфтий.

Когда-то мой земляк, знаменитый «дядя Вася», десантник-генерал Маргелов сказал: «Не важно, какой у вас цвет кожи и разрез глаз, для врагов мы все - русские».

Что важно понять на сегодня. Без единства воли и цели, усилий и потенциала; без возвращения к крепким традициям многодетной многопоколеннической семьи, мы не сможем сохранить наше Отечество, наш «халифат», как сказал Талгат Таджуддин, — Святую Русь.
В прошлом году мне довелось уже излагать эти мысли на Ставропольском форуме Всемирного Русского Народного Собора. Тогда ко мне подошли представители руководства области и города, преподаватели местного университета, но первым, кто заговорил со мной, был дагестанский имам. «Ты прав, батюшка, - обратился он ко мне, - если плохо будет русскому народу, плохо будет всем».

Здесь намеренно приведены мнения людей разных национальностей. В них мы видим свидетельство самой жизни, заботу об своем роде. В русле разговора о необходимости возрождения национального самосознания русского народа, здоровой национальной идеи, эти слова еще подтверждают мысль о том, что именно возрождение традиций русского народа, среди которых многодетность была одной из важнейших, является залогом будущего всей страны.

В практическом плане, необходимо как можно шире вводить в школах семейное воспитание и образование. Не первый год звучат предложения разработать и ввести семейно-ориентированные предметы «Семьеведение» (Ассоциация организаций по защите семьи), «Уроки семейного счастья» (Уполномоченная по правам ребенка при Президенте РФ – А.Ю.Кузнецова) в школьную программу. В нашем и некоторых других регионах уже приобретен опыт преподавания ученикам факультативного курса «Этика и психология семейной жизни». Но часто, к сожалению, этот опыт не приводит к ожидаемому результату.

На деле, подбор педагогов этого курса и их деятельность происходит сегодня следующим образом. Директора школ буквально «в нагрузку» назначают кому-нибудь из преподавательского корпуса вести эти факультативы, часто не беря в расчет даже семейный статус этих людей, их отношение к многодетности, добрачным связям… В результате педагоги ропщут, пособий не хватает, а в качестве «специалистов» в итоге приглашают сотрудников центров по так называемому планированию семьи…

Получается, что вместо желаемой адекватной информации, опыта по подготовке молодежи к созданию крепкой семьи, ориентации на многодетность, мы рискуем получить прямо противоположный эффект.

Нам кажется, что, при грядущем введении в школы семейно-ориентированных предметов, крайне важно озаботиться уже сейчас разработкой курсов по подготовке педагогов для их преподавания в школьных и интернатах. А директорам этих учреждений необходимо брать в расчет семейное и духовно-нравственное состояние кандидатов на данное, несомненно, важнейшее на сегодня начинание – преподавание курса Семьеведения в школах.