Кто виноват в том, что в мире остаются люди, не верующие во Христа?

.

Слово митрополита Марка 15 апреля 2018 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы (Антипасха):

— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь отмечает день памяти апостола Фомы. Человека, который, встретив радостную весть о Воскресении Христа Спасителя, дерзновенно заявил: «Не уверую, пока не увижу. Не уверую, пока не вложу мои руки в ребра Спасителя, которые были прободены, которые были изуродованы страшными страданиями и Крестной смертью».

Этот воскресный день порой воспринимается как некий диссонанс по отношению ко всей минувшей Пасхальной седмице. И само слово «Антипасха» порой смущает людей. Они думают, будто это отрицание Пасхи. На самом деле у приставки «анти-» есть и другое значение – «после». То есть Антипасха — это воскресенье, следующее после Пасхи.

Также следует отметить, что апостол Фома хоть и усомнился в том, что Господь воистину Воскрес, тем не менее он не был одинок в своих сомнениях.

Давайте посмотрим: а как другие ученики восприняли весть о Воскресении своего Учителя? Так, из одного Евангелия мы, к примеру, узнаем: когда жены-мироносицы сказали апостолам, что Христос Воскрес, то те не поверили...

В другом Евангелии повествуется о том, как Господь, явившись по Своем Воскресении ученикам, специально ел перед ними хлеб и мед, потому что те опять же сомневались. Дело в том, что мед почитался на Востоке веществом, способным отгонять злых духов. И Господь специально использовал эти знаки, понятные людям того времени, чтобы укрепить в учениках веру в Свое Воскресение.

И в этом смысле поступок апостола Фомы не представляется чем-то из ряда вон выходящим. Да, другие ученики не говорили, что они не поверят, пока не увидят. Они просто не верили, они просто сомневались, они не воспринимали на веру слова жен-мироносиц. Отличие апостола Фомы от других состояло по сути дела только в том, что он дерзновенно сказал: «Не поверю, пока не увижу!»

Церковь обращает внимание на эти слова, на это дерзновенное восклицание и предлагает нам для назидания послушать Евангелие, где рассказывается о встрече учеников вместе с Фомой с Воскресшим Христом.

Возможно, Фома еще не поверил и потому, что ученики, которым явился Господь, мало изменились. Очевидно, что это событие космического масштаба не изменило их взгляда на жизнь, их отношения к Учителю и вообще к Благой вести, которую принес Господь.

Очевидно, эта слабость, эта непоследовательность учеников тоже сыграли свою роль в том, что уста апостола изрекли такие дерзновенные слова: «Не поверю, пока не увижу!»

Господь явился апостолу Фоме, Господь уверил его, для того чтобы не только апостол Фома поверил, не только апостол Фома избавился от своих сомнений, но и для того чтобы другие ученики, увидев уверение Фомы, отбросили все свои сомнения, чтобы у них не оставалось никакой посторонней мысли о том, что, может быть, Господь воскрес, а, может быть, это и не Он, может быть, это призрак...

По сути дела это уверение всех учеников Господа! Это уверение и нас, маловерных, слабых, немощных.

Какой же еще урок нам следует извлечь из этого Евангелия, из этого события?

Мы видим в мире большое количество людей, которые остаются глухи к Благой вести Спасителя. И это несмотря на то, что прошло уже более 2000 лет с тех пор, как Господь пришел на землю, учил и Воскрес. С тех пор множество свидетелей, множество знамений сопровождали Его проповедь и жизнь Церкви, и тем не менее немало людей остаются не верующими, подобно Фоме, и даже хуже, чем Фома. И кто виноват в этом?

Может быть, Господь не достаточно знамений и чудес явил людям? Нет! Господь каждому дает и знамение, и чудеса. Только люди, и видя, не видят, и слыша, не слышат. А виноваты в этом нередко мы с вами!

Потому что если бы мы действительно жили с вами в полном уповании, в полной надежде на Воскресение Христа Спасителя, если бы мы и своей жизнью показывали, что и наша жизнь кардинально изменилась после того, как мы приняли Христа в свое сердце, после того как мы стали называть себя, добровольно и сознательно Его учениками, если бы люди видели эти изменения в нас, видели бы печать света Воскресения в наших глазах, если бы они увидели перемену в наших поступках, то, наверное, меньше было бы тех, кто сомневался в этом великом чуде – Воскресении Христа Спасителя.

Поэтому события с апостолом Фомой – это не только уверение Фомы, не только уверение учеников, это не только уверение всех нас, но это еще и призыв ко всем нам – жить таким образом, чтобы, в том числе, и по нам с вами, и по нашему поведению люди воспринимали Благую весть, чтобы свет жизни во Христе нас с вами был бы знаком, уверяющим наших ближних в истине Воскресения Христова. Аминь.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!