Важно понимать смысл наших православных праздников

.

Слово митрополита Марка 27 января 2019 года, в день отдания праздника Богоявления:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, Православная Церковь завершает празднование великого праздника Богоявления или иначе Крещения Господня.

В самом начале христианской эры этот праздник по своему содержанию был еще более значительным, вмещая в себя сразу два торжества – Рождества Христова и Крещения. И назывался он одним словом – Богоявление.

В нашем сознании Богоявление – это второй зимний праздник после праздника Рождества Христова. В каком-то смысле он находится словно «в тени» Рождества.

Между тем этот праздник поистине имеет обилие духовных смыслов. В наше время люди часто воспринимают праздник Богоявления как некий радостный, веселый день, когда все погружаются в иордань, когда народ черпает святую воду, пьет ее, умывается и тому подобное.

Конечно, этот праздник связан, в первую очередь, с нашим собственным крещением. Погружение Спасителя в воды Иордана — это некий первый акт Крещения, ставший образцом и примером для крещения каждого из нас.

Этот праздник действительно имеет глубокий смысл. Само слово «крещение» является русским переводом-интерпретацией, имеющим корень «крест». В нашем сознании крещение – это то событие, с которого начинается путь христианина в Церкви.

Между тем греческое слово «крещение» — «βάπτισμα» — имеет несколько иной смысл. Оно буквально переводится как «погружение». Люди приходили на Иордан и погружались в воду.

Главный смысл этого действия заключался в покаянии. Неслучайно в песнопениях праздника мы слышим о том, что Иоанн Предтеча проповедовал нам покаяние, и покаянный смысл ощутимо присутствует в этом торжестве.

Крещение Господне также является началом проповеди Христа. А ключевой смысл проповеди Спасителя, как и проповеди Иоанна Крестителя, – это призыв людей к покаянию, к осмыслению своей жизни и к перемене жизненных ценностей, жизненных установок.

Люди, которые приходили креститься на Иордан, исповедовали свои грехи и омывались в водах иорданских. С точки зрения символизма, в итоге вода реки была наполнена греховной скверной. И вот приходит Христос. Он не имеет нужды в этом обряде, в покаянии и очищении. Но погружается в воды священной реки и Сам очищает их от всей скопившейся в них греховной скверны. Это очищение является прообразом будущего очищения грехов всего человечества на Голгофе, когда Господь за всех нас излил на Кресте Свою Кровь.

Кстати сказать, в символизме таинства Крещения также присутствует идея Распятия, смерти Спасителя и Его Воскресения. При крещении погружение человека в воду символизирует смерть Спасителя и смерть ветхого, греховного человека. Восстание из воды — Воскресение Христово, а для каждого человека – отречение от тьмы греховной и начало новой чистой и святой жизни.

Праздник Крещения еще называют праздником Просвещения. Понятие «просвещение» в русском языке является одним из основополагающих. Исторически оно имело смысл «просвещения Христовой верой», «просвещения проповедью Спасителя». И это просвещение людей, сидящих во тьме и сени смертной, есть задача Церкви, то, к чему мы призваны.

Мы, все христиане, были просвещены светом веры Христовой, были погружены в купель Иорданскую и умерли для греха, чтобы восстать для новой христианской, чистой жизни. Другой вопрос – являемся ли мы сами носителями этого просвещения? Мы говорим о просвещении людей, о миссии Церкви, которая заключается в том, чтобы нести людям свет, просвещение, но просветили ли мы свое сердце?

Часто в сердце человека остаются уголки, не просвещенные светом веры Христовой, где царствует тьма, грех, порок. И мы сами порой это чувствуем в себе. А потому, чтобы стать истинными чадами Христовыми, необходимо просветить себя. Именно к этому призывали нас святые отцы. «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», — говорил преподобный Серафим Саровский.

Просвещение, освящение – это миссия, которую каждый должен приложить, в первую очередь, по отношению к самому себе.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, просветиться и освятиться. Многие из нас в эти святые дни либо погружались в купель, либо омывались святой водой, либо набрали ее в изобилии, для того чтобы пить ее, освящая нашу жизнь. Но, конечно, лишь внешние знаки, внешние действия не способны нас освятить и просветить тайники нашего сердца. Для этого необходим труд, усердие и постоянство.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, понимать смысл наших православных праздников, в том числе, великого, спасительного, многогранного, символического праздника Просвещения, праздника Крещения, или праздника Богоявления, как называет его Церковь. Дай Господь и нам просветиться и освятиться благодатью Божией. Аминь.