Сила любви и забота о покаянии — вот две вещи, которых столь не хватает нашему времени

.

Слово митрополита Марка 6 февраля, в день памяти блаженной Ксении Петербургской, в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, наша Русская Православная Церковь празднует память удивительной святой – блаженной Ксении Петербургской.

Жизнь подвижницы была разделена на две неравные части. Первая – это ее возрастание, замужество, краткое время семейной жизни с любимым супругом и, наконец, неожиданная кончина мужа.

Вторая часть – около 45 лет подвига юродства, особой жизни, на протяжении которой подвижнице пришлось пережить всякое. Сначала – непонимание близких из-за отказа от своего имущества, которое она раздала без остатка родственникам и нищим. Затем унижения, скорби, лишения, голод, холод, жизнь практически на улице. И уже потом – уважение, почитание, благоговение, преклонение.

Нам трудно говорить об этом подвиге, потому что он являет собой такую высоту, на которую нам даже и взирать-то небезопасно.

Но какой урок мы можем извлечь из жития блаженной? Прежде всего, это любовь к своим ближним.

Как же произошел этот переворот в судьбе Ксении Петербургской от благополучного существования к подвигу юродства? Событием, ставшим краеугольным камнем в ее жизни, явилась внезапная смерть горячо любимого супруга-военного, который почил без покаяния. Мы не знаем, что особенно поразило молодую женщину после кончины любимого мужа, почему ее путь так резко изменился. Может быть, ей были открыты какие-то сокровенные знания, а, может быть, Господь коснулся ее сердца и показал, что образ жизни ее супруга был далек от того образца, к которому Христос призывает всех нас, и что супруг не достигнет Царства Небесного без усердной молитвенной поддержки.

Итак, после кончины своего супруга Ксения встала на путь юродства. Представляете, какой силы должна быть любовь, какова должна быть верность своему почившему мужу, чтобы сразу в корне изменить свою жизнь, полностью посвятить себя Богу и молитве о спасении души усопшего. Из человека, имеющего достойное положение в обществе (блаженная Ксения происходила из дворянского рода), из состоятельной, благообразной и всеми уважаемой дамы — вдруг стать нищенкой и скиталицей!

Нам часто и литература, и киноиндустрия рисуют различные примеры жертвенной любви. Однако трудно найти пример столь высокой жертвы, какую принесла блаженная Ксения. Эта угодница Божия отказалась не только от имущества, но и от своего разума, сделав себя безумной, посмешищем в глазах общества.

Эта сила любви, эта забота о покаянии — вот две вещи, которых столь не хватает нашему времени. Мы видим, как люди уходят из жизни при этом многие остаются опутанными своими страстями и пороками, как сетями. И как же мы о них молимся? И как о них молятся их ближние? Да почти никак. Хорошо, если подадут записку, поставят свечку, может быть, закажут Сорокоуст. Кто-то, наиболее, благочестивый — но это уже, наверное, верх совершенства — прочитает Псалтирь в течение 40 дней после кончины. А дальше-то что? Люди продолжают жить своей жизнью, своими повседневными проблемами, оставляя на дальней полке память о своих усопших.

И потому великая сила любви святой Ксении еще более поражает нас, маловерных. Эта истинная христианская любовь потрясает нас, ленивых и эгоистичных людей, до глубины души!

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, так же относиться к своим близким: любить их, заботиться о них, памятовать. И не только об их телесах. Но заботиться о том, чтобы наши близкие наследовали жизнь вечную, заботиться об их душах, воспитывать, научать, жертвовать своим временем, своими силами, для того чтобы люди приходили ко спасению. И молиться! Молиться о них так усердно, чтобы Господь эти молитвы услышал и удостоил наших ближних Небесного Царства. Аминь.