По какому пути идти христианину и зачем ему идеал

.

Слово митрополита Марка в Архангельском храме Пронска в день памяти преподобного Антония Великого.

Читая Божественное Евангелие, дорогие братья и сестры, мы соприкасаемся с красотой, которую оставил нам Господь в Своем учении. Но у людей возникает вопрос о том, зачем Господь дал нам такие идеалы, и примеры, которые многим кажутся просто недостижимыми. Вспоминаю, как недавно читал книгу одного современного западного богослова, который, разбирая тему Нагорной проповеди, задается вопросом — но ведь эти заповеди в жизни неисполнимы, может, нужно было дать людям что-то более простое, доступное, легко исполнимое, что было бы настоящим руководством для последователей Спасителя?

Но Господь дает нам заповеди, который носят идеальный характер. Мы можем вступить на путь добродетели, научиться смирению, кротости, целомудрию, научиться терпеть обиды и быть миротворцами. Но одно дело — только вступить на этот путь, и другое — достичь какого-то совершенства. Конечно, если брать посмотреть на живущих ныне людей, мы увидим, что люди сплошь отступили от заветов Христа Спасителя, отступили даже от тех ветхозаветных норм, которые были даны для грубого человеческого сердца. И все же на протяжении своего исторического пути христианская Церковь явила множество примеров, воплотивших идеалы, данные Богом человечеству.

И такими совершенными людьми, исполнителями Божиих заповедей явились, прежде всего, монахи. Когда мы читаем жизнеописания монахов древности и даже более поздних времен, мы удивляемся той степени подвига, которому они себя посвящали. Слово у них не расходилось с делом, и люди настолько отдавали себя Богу, что, действительно, можно было сказать, как говорил апостол Павел, что уже не они жили, а в них жил Христос.

Конечно, может быть, мы сейчас ругаем монастыри, современных монахов, но и ныне монастыри являются духовными лечебницами, куда человек приезжает по-настоящему помолиться, где он может облегчить свою совесть, исповедаться и почувствовать себя блудным сыном своего Небесного Отца. А начиналось все это много-много лет назад.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы отмечаем память преподобного Антония Великого, основателя монашества. Он жил в III веке в Египте. Египет, который воспринимается нашими современниками как страна мусульманская, тогда был краем, просиявшим многими великими подвижниками. Нитрийская пустыня, скит и другие места были населены множеством монахов. Люди сотнями уходили в пустыню, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Они жили там как ангелы. И сегодня, читая их жизнеописания, мы можем только удивляться. Конечно, жизнь в монастырях была непростой, и мы видим это хотя бы по описанию жития преподобного Антония Великого. Это житие составил другой святой — святитель Афанасий Александрийский, который описал трудности, борения, мучения, тяжелейшие страдания святого Антония. Это была настоящая борьба, война, ничуть не менее тяжелая, через война кровавая, и даже более тяжелая. Ведь война, когда людей убивают, и их жизнь подвергается опасности, длится какое-то более или менее продолжительное время: месяцы, может, годы. Но у монаха его духовная борьба — это вся его жизнь.

Преподобный Антоний оставил мир, когда ему было чуть больше 20 лет. Тогда умерли его родители, и он, услышав в храме слова о том, что Господь призывает раздать имение ближним, нищим и следовать за Ним, продал большую часть своего наследства, раздал нищим, оставив немного своей сестре, и, уйдя в пустыню, жил трудами своих рук. Житие преподобного Антония Великого на протяжении многих веков было любимым чтением для православных людей и, конечно, на Руси тоже.

Мы сегодня прославляем память преподобного Антония Великого, основателя монашества. Будем же, дорогие братья и сестры, во-первых, молиться ему и просить, чтобы Господь укрепил современных монахов, дал им силы и решимость следовать тому пути, на который они вступили, ведь чем крепче будут наши монастыри, тем больше помощи они смогут оказать людям, живущим в миру. И во-вторых, конечно, дорогие братья и сестры, будем с вами, взирая на подвиги святых, на подвиги преподобного Антония Великого подражать им в чем мы только можем. Ведь путь для христианина один — и для монаха, и для мирянина. И когда Господь учил нас новым заповедям, Он не разделял людей на монахов и мирян, но сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга».

Будем же стараться вникать, назидаться житиями святых, преподобного Антония Великого, и, вдохновляясь величием его подвигов, хоть чуть-чуть утеснять себя ради Бога, ради стяжания Царствия Небесного.