Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Христорождественском соборе

.

Вечером 7 марта митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция (видео доступно в записи).

О значении, смысле, цели и о правильном названии наступившего спасительного времени рассказал митрополит Марк, обращаясь к верующим:

— Вот и начался Великий пост... Правда, это название является не вполне правильным, поскольку канонически это время называется Святой Великой Четыредесятницей.

Почему же нам больше нравится произносить наименование «Великий пост», и всякий раз, говоря об этом времени, мы повторяем его?

С одной стороны, человек стремится к краткости, к тому, чтобы лаконично выразить суть того или иного явления. Поэтому нам проще сказать «Великий пост», но не только в этом причина. Используя это название, мы тем самым подспудно снижаем и ограничиваем свою задачу, сводя значимость этого времени, прежде всего, к телесному воздержанию.

Телесное воздержание имеет огромную важность, потому что оно способно привести в гармонию взаимоотношения между душой и телом. Но телесное воздержание — не единственная задача этого периода.

Когда мы говорим «Святая Великая Четыредесятница», мы указываем на особую значимость этого времени, но не производим конкретного целеполагания. Каковы же смысл и цель этого спасительного периода нашей жизни? Сегодня, дорогие братья и сестры, мы начали Святую Великую Четыредесятницу чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского. В чем смысл чтения этого канона, и почему он читается именно на первой седмице Великого поста? Этот покаянный канон — как некий камертон, необходимый для звучания хора. В самом начале, прежде чем хор, в том числе церковный, запоет, регент задает тон и часто делает это с помощью камертона, чтобы все партии и голоса смогли начать свою песнь Богу.

Звучание камертона — ориентир для всех певцов, и то же самое можно сказать о чтении покаянного канона преподобного Андрея Критского. В чем смысл этого канона? В простых библейских словах — «уклонись от зла и сотвори благо». Но как же нам узнать, что мы поступаем плохо? Ведь нам часто кажется, что мы делаем все хорошо, никому не причиняем зла, наоборот, мы чаще всего кажемся стороной потерпевшей во взаимоотношениях между ближними. Но есть другой взгляд, независимый. И преподобный Андрей Критский показывает нам, как нужно смотреть на себя. Мы часто смотримся в кривое зеркало собственного самооправдания и самолюбования, а он показывает нам Евангелие, и сам говорит и бичует себя, сравнивая себя с персонажами Ветхого и Нового Заветов.

Действительно, смотрим ли мы на Евангелие, когда думаем о своих поступках, когда оправдываем себя или когда не замечаем свое ожесточенное состояние? Преподобный Андрей Критский дает нам представление о том, как нужно относиться к себе, какими глазами смотреть на свою жизнь.

Будем внимать этому драгоценнейшему опыту, взирать, слушать бессмертные глаголы преподобного Андрея не только обычным образом, но и сердцем, и пытаться относиться к себе таким же образом, беспощадно бичуя свои страсти, как бичует их преподобный Андрей Критский.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"