Великое повечерие с чтением покаянного канона святого Андрея Критского в Николо-Ямском храме Рязани

.

В четверг первой седмицы Великого поста, 10 марта, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Николо-Ямском храме Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция (видео доступно в записи).

В наставлении владыка затронул тему главной цели, к которой направлено чтение покаянного канона:

– Вот и завершились первые четыре дня Святой Великой Четыредесятницы. Завершилось чтение покаянного канона преподобного Андрея Критского. И какой же результат мы имеем, к чему мы пришли? Впрочем, наверное, мало кто из нас задумывается о результате кого-либо действия, в частности, о результате чтения.

Что читает наш современник, чем заняты наши мысли? Чаще всего люди читают, чтобы просто развлечься, приятно провести время, получить новые эмоции и впечатления, посмеяться. Реже, но все же немалое число людей читает, чтобы получить новую информацию. Впрочем, современная техника вызывает у современных людей зависимость – они постоянно сидят у экранов, читая новости или другую, более или менее важную информацию, касающуюся настоящего момента, которая живет лишь небольшое количество времени.

Какова же цель духовных книг или канонов, которые мы читаем? Иногда это прославление Бога, Богородицы, святых, молитва им, призывание их помощи и просьба о защите нас. Но канон, который мы читали –покаянный, и неслучайно Церковь подчеркивает этот момент, заостряет наше внимание на том, что канон – покаянный, а значит, он призван изменить нашу жизнь, разбудить нас. Ведь покаяние – это не просто слезы, умиление, это изменение, причем не просто изменение поступков, но глубже – это изменение нашего ума, сознания. Мы не любим меняться и слушать правду о себе. Кто наши друзья? Кто нас хвалит? Чаще всего мы не хотим слушать тех, кто говорит нам что-то неприятное. Мы считаем их недоброжелателями и не желаем слушать. В итоге мы закрываемся от них, отказываясь видеть себя со стороны и получать независимую, объективную оценку своей личности или действий. Но если мы не хотим слушать людей, Бог обращается к нам через посредство Своего Благого Промысла, вразумляя нас скорбями.

И покаянный канон – это наше словесное вразумление, попытка нас пробудить и осознать, каким путем мы идем, чем обусловлены наши поступки и какой результат они имеют. Конечно, чтобы понимать этот канон, нужно иметь общее представление о Священном Писании, поступках библейских персонажей, и нередко я слышу такие слова – я слушаю, но понимаю процентов 30 от того, что читается. Чтобы понимать, нужно иметь церковную культуру, знание священной истории. но самое главный вопрос не о знании. Покаянный канон читался не для наставления или привития нам библейской грамотности, его цель практическая, жизненная – изменить нас, пробудить от греховного сна с тем, чтобы мы пытались хотя бы частично сделать правильный духовный выбор в жизни. Вот в чем главная цель.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, восстать, проснуться, постараться изменить нашу жизнь и направить ее ко благу на служение Богу и ближнему.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"