Знать, как спасаться: о «Лествице» преподобного Иоанна. Литургия в Неделю 4-ю Святой Великой Четыредесятницы

.

3 апреля, в четвертый воскресный день Великой Четыредесятницы, посвященный подвижнику VI века преподобному Иоанну Лествичнику, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Многим людям, даже не являющимся членами Церкви, известна книга святого Иоанна, которую он назвал «Лествица». Фактически, это руководство христианской жизни. Погружаясь в труд преподобного Иоанна, читатель соприкасается с изложением мыслей великого подвижника, составляющих плод многих и утонченных его наблюдений над своей душою. Церковь, утверждая посвящение одного из воскресных дней Великого поста автору «Лествицы», указывает на важность этого произведения для всех христиан. Ведь для каждого из них пост становится своей собственной лествицей, то есть лестницей, в восхождении к возможному совершенству духовной жизни. А постепенное прохождение ее ступеней будет исполнением слов Спасителя, сказавшего: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».

О подвигах преподобного Иоанна и значении «Лествицы» для всех верующих говорил в наставлении после богослужения митрополит Марк:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, Православная Церковь второй раз в году отмечает день памяти преподобного Иоанна Лествичника. Помимо даты его кончины, есть еще Воскресный день, посвященный этому великому человеку. Сегодня Святая Церковь прославляет его как учителя духовности, который учил монашествующих и многих людей, как восходить к Богу. Он был монахом, тружеником, и под конец жизни по просьбе игумена Раифского монастыря написал «Лествицу». Чаще всего мы соприкасаемся с авторами книг, которые пишут книги с целью развлечь аудиторию, заработать деньги, донести до читателей свои идеи либо чтобы прославиться.

Древние монахи не то что не думали о прославлении, они учить боялись, считая, что первым открывать уста и учить своих собратьев-монахов – это нескромно и неправильно. И вот преподобный Иоанн Лествичник стал писать свою книгу на основании своего духовного опыта по просьбе игумена Раифского монастыря, и этот труд он стал осуществлять когда уже сам стал игуменом – в 75 лет, на исходе из этого мира.

Почему же Церковь такое внимание уделяет аскетическим трудам, почему это важно не только для монахов, целью которых является служение Богу и подвиги во имя Божие, но и для мирян?

В Евангелии мы слышим великие слова о необходимости следовать за Христом, молиться, поститься и помнить о Боге. Другой вопрос как это исполнить в своей жизни.

В современном языке популярным является слово «ноу-хау», это значит – «знать как», то есть, знать, как осуществить ту или иную идею, знать, как в практической плоскости осуществить те или иные замыслы. Так вот древние труды монахов-пустынников, подвижнические сочинения – это все наше христианское ноу-хау, рассказывающее, как научиться молиться, трезвиться и спасаться. Ведь часто наш взгляд на спасение весьма примитивен. Мы думаем, что погибнуть может только человек, находящийся вдали от Бога, а если человек пришел уже в Церковь и старается следовать за Христом, то он никогда не погибнет. Но примеры из жизни Церкви показывают, что заблудиться можно и на пути к Богу, и люди, которые живут в Церкви и даже подвижники и монахи, нередко впадали в прелесть, становились еретиками и погибали. И чтобы не погибнуть, чтобы на пути ко Христу не сбиться с правильного пути и существуют многочисленные духовные но-хау – как жить, спасаться, подвизаться достигать совершенства и бесстрастия, приобретать христианские добродетели.

И, конечно, здесь нашим помощником являются не только труды преподобного Иоанна Лествичника, но и труды многих других преподобных нашей Церкви, которые оставили нам духовные наставления и помогают тем самым постичь пути спасения.

Другой вопрос, что часто все эти труды остаются у нас в небрежении. Современный человек живет исключительно злобой дня – кратковременными впечатлениями, оставляющими после себя пустоту, озлобленность и чувство неудовлетворенности. И только человек, питающийся настоящей правильной духовной пищей, никогда не оставит свою душу пустой. Прославляя сегодня память Иоанна Лествичника, будем, дорогие братья и сестры, помнить, какое внимание уделяет Церковь борьбе человека со страстями за свою душу. Чтобы бороться, двигаться по пути спасения, нужно иметь надежных проводников и учителей. Поскольку в наше время осталось уже очень мало разумных духовных наставников, то невозможно переоценить значение для каждого из нас духовных трудов прав подвижников.

Возьмем себе за правило читать не только новости, познавательную литературу и даже не только Евангелие, но и, хотя бы понемногу, духовную литературу, которая помогает нам спасаться и служит главному делу нашей жизни, спасению нашей бессмертной души.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"