Завершение Святой Великой Четыредесятницы. Архиерейское богослужение в Никольском храме города Рыбное

.

Великий пост, самый длительный и строгий из всех, установленных Церковью, состоит из двух неравных частей. Первая из них именуется Святой Великой Четыредесятницей и напоминает о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Заканчиваются святые сорок дней в пятницу седмицы ваий, в этом году – 15 апреля. В храме святителя Николая Чудотворца города Рыбное верующие завершили этот период времени в особой атмосфере – на архиерейском богослужении. Божественную литургию в храме возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Дни бегут быстро, складываясь в недели, и каждый раз многие верующие, подойдя вплотную ко времени окончания Великой Четыредесятницы, сокрушаются, что не успели провести ее с должной пользой для души. Об этой скоротечности времени и главном смысле Четыредесятницы говорил в наставлении после богослужения владыка Марк:

– Осталось еще более недели времени поста, хотя сегодня уже завершились сорок дней, которые Церковь нарекла Святой Великой Четыредесятницей. Быстро пробежало это время, которое мы ждали не без трепета, ожидая его и готовясь к подвигу со своей со стороны. Молитвы, поклоны, пост – то, что мы пытались практиковать на протяжении этого особого времени. Мы старались читать молитву преподобного Ефрема Сирина, чтобы Господь помог нам отойти от упоминаемых в ней грехов, и молились, чтобы Он даровал нам покаяние, смирение, целомудрие, то есть те важнейшие добродетели, без которых не может протекать нормальная христианская жизнь.

И вот закончилось это время, которое Церковь называет еще духовной весной. Неслучайно перед наступлением Великой Четыредесятницы на Православном Востоке люди желают друг другу не просто хорошей и благоприятной, но прекрасной Четыредесятницы. Это традиционное многовековое пожелание – не пустые слова. Дело в том, что черты прекрасного, красота – то, что должно отличать жизнь, душу человека. Неслучайно самый знаменитый сборник аскетических трудов называется «Филокалия». Обычно его переводят как «Добротлюбие», однако точный перевод с греческого языка должен звучать как «любовь к красоте». Цель поста, духовных подвигов, аскезы – стремление к красоте, стремление сделать прекрасным дух.

Но вот прошли сорок дней, и мы видим, что мало в чем преуспели. Конечно, всегда находятся тысячи оправданий. Обычно мы говорим о каких-то трудностях. В этом году жалуются на трудную обстановку в мире, на стрессы. И это так. Но все эти искушения и испытания, напротив, должны призывать нас к тому, чтобы молиться более усердно, поститься серьезно, избавляться от грехов, бороться с ними.

И тем не менее мы чаще всего видим почти полное отсутствие результатов нашего поста. Но это не означает, что мы должны терять надежду. На богослужении вечерни мы уже слышали стихиры Лазаревой субботы, великого праздника, который Церковь отмечает накануне Входа Господня в Иерусалим. В чем смысл этого праздника, посвященного воскрешению Христом Лазаря? Господь воскресил из мертвых Своего друга, который уже четыре дня находился в тисках смерти. Казалось, всякая надежда уже давно пропала, хотя сестра Лазаря говорила – «если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Марфа добавляет также: «Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Она выражает семейную надежду на воскрешение брата.

Символический духовный смысл этого воскресения в том, что наша душа, не имеющая плодов поста, может быть воскрешена милостью Божию. Дай Бог нам искренней, горячей молитвы в последние оставшиеся дни поста, в Лазареву субботу и праздник Входа Господня в Иерусалим. Будем просить Бога, молить Его о милости к нам, грешным, чтобы и наши души, плененные грехом, Господь избавил бы и воскресил перед светлым Христовым Воскресением для новой, чистой и святой жизни.

*   *   *

Указом Святейшего Патриарха Кирилла настоятель Космодамиановского храма села Летово протоиерей Иоанн Аверин за усердное многолетнее служение Святой Церкви к празднику Пасхи был удостоен права служения с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш».

За усердное многолетнее служение Церкви к празднику Пасхи настоятель Богоявленского храма поселка Борки протоиерей Сергий Лазарев и насельник Иоанно-Богословского монастыря игумен Петр (Тазин) были награждены правом ношения креста с украшениями, а настоятель Троицкого храма села Новое Батурино иерей Александр Тарабрин был удостоен права ношения палицы.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"