О величайшем чуде Спасителя при Его земной жизни. Литургия в Лазареву субботу

.

Воскрешение праведного Лазаря называют величайшим из чудес, совершенных Спасителем в Его земной жизни. Оно же было и последним: перед грядущими страданиями и крестной смертью это был яркий отблеск славы Христа, еще раз явно указавший на Него, как на Мессию и Господа, обладающего властью над жизнью и смертью. В этом году Лазарева суббота пришлась на 16 апреля. В этот день митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в храме преподобного Сергия Радонежского прихода Лазаревского храма Рязани. О том, почему воскрешение Лазаря стало беспрецедентным событием, а также о смысле этого знамения владыка говорил в наставлении после богослужения:

– Евангелие – основная книга, которая дана нам для спасения и научения. Она содержит не только описание жизни нашего Спасителя и Его проповедь, но и обильно наполнена описаниями Его чудес, которые являются очень важной и значительной частью Его благовестия. Но если сравнивать все чудеса, то, конечно, нет чуда более великого, чем то, о котором мы сегодня с вами слышали в Евангелии.

Воскрешение Лазаря – величайшее чудо из совершенных Спасителем во время Его земного служения. В Священном Писании есть повествование о том, как Господь воскрешает мертвых: мы помним, что Христос воскресил дочь Иаира, сына Наинской вдовы... Мы видим, что возвращали к жизни людей пророки, в частности, пророки Илия и Елисей, апостолы Христовы – Петр, Павел. Но все описания воскрешений, которые мы находим в Библии, совершаются вскоре после кончины человека и до его погребения. Здесь же Христос возвращает к жизни человека, который был уже погребен и находился в гробе четыре дня. В Палестине вследствие жаркого климата существовал обычай погребения покойника в день его кончины. При этом существовали представления о том, что душа в течение первых трех дней находится рядом с телом, и лишь после этого срока она окончательно оставляет тело, и обратного пути человеку уже нет, надежды на возвращение его к жизни теряются окончательно. Поэтому неслучайно евангелисты фиксируют наше внимание на том, что Лазарь уже четыре дня находился во гробе.

Господь сознательно допускает четверодневное пребывание Лазаря во гробе. Он знает, что Лазарь заболел, затем – что он умер, но сознательно не торопится в Вифанию. Лишь выждав определенный период, Он идет туда, чем ввергает Своих учеников в страх. Дело в том, что последнее время до воскрешения Лазаря иудеи постоянно делали попытки либо арестовать Христа, либо побить Его камнями, то есть Ему грозила явная опасность. И, несмотря на все это, Он вновь решается идти, практически направляясь в Иерусалим, потому что Вифания расположена всего в трех километрах от него.

И вот, придя в Вифанию, Христос воскрешает Лазаря. Этому событию предшествует беседа с сестрами усопшего Марфой и Марией. Обычно в нашем представлении Марфа – это суетливая сестра, озабоченная земными делами, а Мария – созерцательница. В этом же евангельском повествовании мы видим иную картину. Марфа выражает веру во Христа, как в Чудотворца, Мессию, того, кто обладает властью над жизнью и смертью. Мария же всецело пребывает в скорби о почившем брате. И вот Христос, поговорив с Марфой и вдохновив ее, попытавшись утешить Марию, и Сам возмутился духом перед тем, как подойти ко гробу. И вот Он повелевает убрать камень и громко со властью произносит слова – «Лазарь, гряди вон!». Картина выходящего из гроба Лазаря шокировала многочисленных свидетелей этого чуда. Правда, евангелист Иоанн не использует слово «чудо», в основном он говорит о знамении. Это язык евангелиста Иоанна Богослова, и среди семи знамений, которые он описывает в своем повествовании, воскрешение Лазаря – седьмое, самое великое и значимое знамение, которое творит Господь.

Итак, Лазарь выходит из гроба и возвращается к жизни. Это событие стало поворотным моментом в земной жизни Спасителя. Подобное чудо было невозможно замолчать, знамение видели многие, и именно оно послужило решительным толчком, чтобы Синедрион вынес окончательное решение: нужно взять Христа, удалить Его из жизни Израиля. Но народ все еще пребывает в воодушевлении, для народа это великое знамение – доказательство того, что Христос есть Мессия, и именно поэтому многочисленные люди, собравшиеся в Иерусалим на праздник Пасхи, с ликованием встречают Христа, входящего в город.

А мы сегодня радуемся этому великому событию, тому, что Господь воскресил Лазаря, показав тем самым Свою власть над жизнью и смертью и дав нам надежду, что и каждый из нас в конце земной истории будет воскрешен, причем уже не как Лазарь для жизни сего века, но для жизни будущего века.

*  *   *

В этот день настоятель Благовещенского храма Пронска протоиерей Леонид Айзиковский был удостоен права ношения креста с украшениями.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"