Зарница Воскресения. Литургия в Великую субботу в Христорождественском соборе

.

Великая суббота – день, описание которого в церковной традиции и трудах святых отцов изобилует удивительными словами и эпитетами.  День скорби и радости, день молчания всего творения, когда люди замирают перед тайной смерти Богочеловека, великой тайной нашего спасения… Ведь Бог и смерть — совершенно несовместимые друг с другом понятия.  В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Но это уже и преддверие светлого Христова Воскресения, и в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты.

В Великую субботу 2022 года, 23 апреля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил литургию святителя Василия Великого в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения наставления, а также благословения снеди доступны в записи).

О Великой субботе, Пасхе ветхозаветной и новозаветной, светлом Христовом Воскресении, владыка говорил в наставлении после богослужения:

– В эти дни, дорогие братья и сестры, мы вспоминаем праздник, в том числе, и ветхозаветной Пасхи. На сегодняшнем богослужении читалась паремия, отрывок из книги Исход, с повествованием о том, как Господь повелел древним евреям праздновать Пасху. Он наслал на Египет самую последнюю и тяжелую казнь, сказав, что будут умерщвлены все египетские первенцы, то есть все младенцы мужского пола, причем это касалось не только людей, но и скота.

Евреев, которые отмечали праздник Пасхи, были сохранены от этой участи кровью пасхального агнца. Древний Израиль получил наставление о том, как отмечать праздник Пасхи – взять молодого ягненка или козленка, приготовить его и кровью этого жертвенного животного помазать пороги дома, после чего ангел смерти должен был пройти мимо. «Прохождение мимо» – как раз и есть значение слова «Пасха». Избавление от смерти было временным делом. Лишь те люди, которые мазали кровью косяки своих дверей, лишь на время избавлялись от смерти, ангела, который поражал всех первенцев в Египте. Смерть же продолжала довлеть над всем родом человеческим. И однако во всем Израиле с тех пор установился обычай предназначать все лучшее Богу. И все первенцы, люди и животные, должны были принадлежать Богу, а потом Израиль должен был выкупать у Бога своих первенцев, то есть приносить за них жертву. Но смерть продолжала довлеть над родом человеческим, пока не пришел на землю Спаситель. Его пришествие стало тайной для ветхого Израиля, для Его соплеменников. Они чувствовали, что Он непростой человек, либо Пророк, либо Мессия, но их представления о Мессии были ограничены – они мыслили себе Его миссию как освобождение, установление земного царства.

Христос же был послан не для того, чтобы дать временное освобождение народу Израиля, но чтобы умертвить саму смерть, чтобы дать всему человечеству надежду на избавление от нее. И Господь становится тем самым Первенцем, первым человеком, победившим узы смерти, упразднившим ее.

Мы сегодня молимся перед Плащаницей, которая изображает Тело распятого Христа, но мы знаем, что Бога невозможно удержать в малом гробе, ведь жизнь не может быть умерщвлена смертью. И сегодня мы с вами уже слышали Евангелие о Воскресении Христа. Сегодня – особый день, когда Церковь воспоминает покой Бога по сотворении мира и временный покой Христа после Его многих добрых дел, когда Он находился три дня во гробе. Зарница Воскресения уже воссияла над родом человеческим, и пасхальные песнопения уже звучат в наших храмах. С наступающей Пасхой, со светлым Христовым Воскресением, которое уже входит в нашу жизнь! Дай Бог, чтобы оно принесло нам всем мир, избавление от временных жизненных трудностей и, конечно, самое главное – жизнь вечную.

*   *   *

После богослужения состоялось благословение пасхальной снеди.