Полнота познания Христа. Вечернее богослужение в Иоанно-Кронштадтском храме Рязани

.

Вечером вторника Светлой седмицы, 26 апреля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил вечернее богослужение в Иоанно-Кронштадтском храме Рязани. Наставление владыка посвятил установлению и значению Таинства Евхаристии:

– Сегодня утром во время Божественной литургии, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали Евангелие о том, как двое из учеников Христа, шедших в Эммаус, узнали Господа по характерному движению – преломлению хлеба. Лишь когда Господь преломил хлеб, их очи открылись, и они нашли внутреннее объяснение горению их сердец во время встречи с этим Незнакомцем.

Что означает преломление хлеба и откуда появилась такая традиция? Во время пасхальной трапезы хлеб преломляли все древние евреи, даже те, у кого была возможность брать и есть целый хлеб. Причина носит символический характер: Израиль, находясь в Египте, жил в тяжелых рабских трудах и материальной нужде. Конечно, у них была пища и потом, уже выйдя из пределов Египта, многие израильтяне роптали на Бога и на Моисея, что люди вышли в пустыню погибать, в то время как в Египте у них была возможность вкушать хлеб и мясо. Тем не менее рабская жизнь в Египте была трудной и наполненной лишений, и как символ этих лишений на пасхальной трапезе евреи преломляли хлеб, беря лишь часть от целого, чтобы вспомнить о тяжелом времени, когда они несли изнурительные работы и были лишены возможности полноценного питания.

Поэтому, если брать древнюю израильскую традицию преломления хлеба, это – символический жест, напоминающий о трудностях и лишениях жизни в рабском состоянии. Но Господь тоже преломляет хлеб во время последней вечери с учениками. Очевидно, что сначала Он преломлял его в рамках пасхальной трапезы, но потом совершил это действие, вкладывая в него уже новый смысл, и преломляя хлеб, сказал: «Возьмите, ешьте, это Мое Тело, за вас ломимое во оставление грехов». Какой смысл в этих словах? Это предсказание о грядущей скорой смерти Христа на Кресте. Господь прямо говорит – это Тело Мое, которое будет за вас ломимо. И эти слова прозвучали буквально накануне Страстей Христовых.

Поэтому преломление хлеба – это, прежде всего, предсказание о грядущем скором страдании Христа, страдании не только за учеников, но и за весь мир.

Христос пострадал, воскрес, и Он снова преломляет хлеб вместе со Своими учениками, и только после этого их глаза открываются, и они вспоминают памятный, характерный жест Спасителя, тем более сопровождавшийся такими словами…. А когда Господь говорил о Своей Крови, то назвал ее «Кровью Нового Завета», и эти слова не могли не оставить глубокое впечатление в сердцах учеников. Новый Завет! Завет – понятие священное для евреев, потому что они имели завет, то есть союз, с Самим Богом. Итак, Господь преломляет хлеб и с тех пор этот жест, слово и само это понятие стало характерным обозначением Божественной литургии.

В «Деяниях святых апостолов», труде апостола и евангелиста Луки, часто говорится о том, что ученики собирались и преломляли хлеб. Имеется в виду, что они совершали Божественную трапезу, то, что мы называем Таинством Евхаристии. И мы сейчас, совершая Литургию, тоже преломляем хлеб. И в одной из молитв говорится, что всякий раз, когда мы преломляем хлеб, мы возвещаем смерть Христову, Его страдание и Его воскресение, потому что Господь преломлял хлеб до Своих страданий, предсказывая их, и вместе с тем – преломлял хлеб уже после Своего Воскресения. И для нас полное глубокое познание Воскресшего Христа – это, конечно, литургия.

Мы слышим слова о Воскресении, читаем Евангелие, молимся и поем пасхальные песнопения, но без Литургии, преломления хлеба, сердца наши будут закрыты. Если глаза учеников были закрыты, и они не могли познать Христа, то и у нас тоже душевные очи остаются закрытыми, мы не можем в полноте познать Христа без этого преломления хлеба. Именно в нем познается Господь. Поэтому никакая пасхальная радость, никакое познание воскресшего Христа невозможно без преломления хлеба, Божественной литургии. А кульминация и полнота ощущения пасхальной радости – это часть Литургии. Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, полноты познания Воскресшего Христа через участие, в том числе, в Божественной Евхаристии.

2023---05052023---DSC03234
2023---05052023---DSC03240
2023---05052023---DSC03253
2023---05052023---DSC03262
2023---05052023---DSC03264
2023---05052023---DSC03298
2023---05052023---DSC03304
2023---05052023---DSC03326
2023---05052023---DSC03332
2023---05052023---DSC03343