В день памяти блаженной Матроны Московской митрополит Марк освятил малым чином посвященный ей храм в Соколовке

.

2 мая Церковь чтит память блаженной Матроны Московской. Уроженка скромной крестьянской семьи из русской глубинки, несшая тяготы физических болезней, она была человеком глубокой веры и подвига, за что была наделена от Господа многими духовными дарами. Еще при жизни она почиталась верующим народом. А после блаженной кончины Матроны ее могилка на Даниловском кладбище сделалась одним из святых мест православной Москвы, куда до сего дня устремляются люди со всех концов России, как и в Покровский монастырь, где ныне пребывают ее мощи. В рязанском поселке Соколовка глубокое почитание святой выразилось в посвящении ей храма. В день памяти блаженной Матроны Московской митрополит Рязанский и Михайловский Марк освятил этот храм малым чином и совершил в нем Божественную литургию.

Храм построили на берегу пруда, но к этому решению шли долго. Для жителей, которые помнят этот уголок поселка заросшим бурьяном и замусоренным, появление светлой уютной церкви на прежнем месте запустения воспринимается как настоящее чудо. О чудесах как таковых, о том, почему евангелист Иоанн называет их «знамениями» и о первом чуде, совершенном Господом, владыка говорил в наставлении после богослужения:

– Сегодня за Божественной литургией, дорогие братья и сестры, мы слышали особенное Евангелие. В чем же его особенность? Кто-то, возможно ответит – в том, что оно читается во время Таинства брака. Но в первую очередь это повествование Евангелия от Иоанна является особенным по следующим причинам. В нем говорится о первом знамении или, следуя русскому переводу, о первом чуде, сотворенном Господом после начала Его служения. Слово «чудо» для нас привычно. В жизни и Церкви, и каждого верующего человека случается немало чудес, поэтому может показаться, что первое чудо – это, наверное, не столь важно, ведь потом Христос совершал другие, более значимые чудеса.

Слово «чудо» на русском языке указывает на нечто удивительное (от слова «удивлять»). Мы удивляемся чудесам Христа Спасителя, но евангелист Иоанн особым образом относится к ним, называет знамениями, и таких знамений в его Евангелии приведено совсем немного, всего семь. И вот знамение в Кане Галилейской является первым из тех, что совершил Христос.

Чем же оно примечательно, кроме его первоочередности по времени? Знамение – это некий знак. И называя чудеса таким образом, евангелист Иоанн указывает на их особый смысл. Знамение – не то, что должно вызывать наше удивление, это не главное. А главное – увидеть знак, скрытый в конкретном знамении. Какой же знак скрыт в событии, произошедшем в Кане Галилейской? Если попытаться выделить главное, то стоит сначала сказать о смысле, которое несет вино. Что оно означает в Священном Писании?

В нашей обыденной жизни для кого-то это увеселяющий напиток, для кого-то – отрава, разрушающая человеческие жизни. В Библии вино – символ радости. И неслучайно первое знамение связано с темой радости. В современной жизни люди часто упрекают Церковь за то, что она говорит языком запретов, сосредоточена только на важности покаяния, молитв и прощении грехов. Да, действительно, Церковь говорит о важности покаяния, и неслучайно во всех трех первых Евангелиях проповедь Спасителя предваряется проповедью Иоанна Предтечи, который и проповедует покаяние, сам будучи суровым аскетом. И уже после него Господь подхватывает этот призыв – «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!». Покайтесь – то есть вернитесь к служению Богу, а не себе.

Евангелие от Иоанна начинается иначе. Господь умножает то, что является символом радости. И говоря о служении Иоанна Предтечи, евангелист Иоанн выделяет не его призыв к покаянию, но свидетельство, говоря о нем, как о свидетеле о Христе, ведь это он представил Христа Израилю, сказав: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира».

И после этого евангелист описывает первое знамение, когда Господь претворяет воду в вино, как символ радости. Иоанн Богослов тем самым показывает нам всем, что Господь пришел на землю, чтобы дать нам радость и полноценную жизнь. Слово жизнь, кстати, в Евангелии от Иоанна имеет особое значение, это все равно что «Царство Небесное» в других Евангелиях. Жизнь – это жизнь с Богом, и она полна радости, о чем и свидетельствует знамение, совершенное в Кане Галилейской.

Порой верующих представляют как людей в строгой одежде, со строгим взглядом, постоянно от чего-то воздерживающихся. Да, воздержание – важная христианская добродетель, но все же жизнь с Богом – это источник радости, и это есть радость. И потому первое знамение, которое совершает Господь, является знамением умножения радости. Он дает людям радость, все то, что им нужно. Значимо даже указание на количество воды – почти 700 литров! И это при том, что участники свадьбы до этого момента уже радовались и веселились, и Господь дает еще такое количество превосходного вина, символического источника радости.

Неслучайно апостол Павел говорит – «всегда радуйтесь». И неслучайно Пасха – главный христианский праздник, праздник радости и веселья. Будем стараться, дорогие братья и сестры, радоваться. Но чтобы радоваться, нужно очищать свое сердце, потому что в сердце, полное страстей, не войдет чистая духовная радость. Вот к этой радости Царства Небесного и будем стремиться.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"