Навечерие Богоявления. Архиерейское богослужение в соборе Рождества Христова

.

18 января – Навечерие Богоявления или, иначе, Крещенский Сочельник. В древности Богоявление отмечалось христианами одновременно с Рождеством Христовым, и до сих пор хорошо видно сходство чинопоследований этих двух праздников. Есть у них и другие общие черты, в частности – как раз Сочельник, строгий постный день в преддверии каждого из этих торжеств. Прихожане кафедрального собора Рождества Христова Рязани встретили его за богослужением, которое совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Традиционно в Навечерие, как и в сам праздник Богоявления Господня, в храмах совершается чин великого освящения воды. О значении воды и о связанных с ней образах и событиях Священной истории, а также об отношении к святой воде, говорил в наставлении в этот день митрополит Марк:

– Сегодня, в Крещенский сочельник, дорогие братья и сестры, мы совершили освящение воды и во время этого чина слышали великие слова церковных молитв. В них говорилось об освящении, благословении, о том, что человечество получило через воду. Мы слышали образы, связанные с водой и с историей человеческого способности. В частности, Господь через воду в начале человеческой истории потопил грех, землю вместе с недостойными грешными людьми. Проведя евреев через Красное море, Господь через воду даровал им свободу. Потом же Он даровал своему народу воду из камня, открыв возможность выживания в пустыне. И на Иордане Господь пришел, чтобы, погрузившись в его воды, взять на Себя все те грехи, в которых были повинны древние евреи. Господь, безгрешный, погружается в исполненные духовной нечистоты иорданские воды, Он очищает все, освящает и благословляет.

Но всякий раз, вкушая святую воду, мы должны помнить силу этой воды и ее предназначение. Древние евреи, приходя на Иордан, исповедали свои грехи. Иоанн Предтеча учил их возвращаться к Божественным заповедям, отвергаясь от греха. Мы же часто, вкушая святую воду, прибегая к этому источнику исцеления, забываем о том, с чем связана эта вода. А она должна быть связана с избавлением от греха. Нужно топить грех в воде очищения и избавления.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, воспринимать эту святую воду не как магический источник нашего обновления и сохранения, но как воду, дающую нам очищение и освящение при нашем желании избавиться от греха и потопить его в освященных водах Иордана.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"