Навечерие Рождества Христова. Божественная литургия и великая вечерня в главном храме города

.

6 января в кафедральном соборе Рождества Христова города Рязани митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию и великую вечерню.

В преддверии Рождества Христова богослужения наполнены предощущением грядущего праздника. Этому ожиданию, а также царившим в Древнем Израиле настроениям и представлениям относительно прихода в мир Мессии и пророчествам о Рождении Спасителя мира было посвящено архипастырское наставление в этот день:

– Праздник Рождества Христова приходит на нашу землю. Сегодня мы внимали евангельскому повествованию о том, как состоялось это великое событие, и уже слышали тропарь праздника. Вместе с тем нашему вниманию предлагались чтения из Ветхого Завета. Какой смысл они имеют для нас, людей Завета Нового?

Церковь предлагает нам чтения из Ветхого Завета, в которых говорится о рождении будущего Спасителя мира. Эти Писания были изречены через Божиих пророков задолго до Рождества Христова, и говорят они о том, что произойдет через много лет. В пророческих книгах мы видим как образы, так и прямые предсказания о том, что будет. Мы слышали повествование о некоем огромном истукане, который будет сокрушен камнем, упавшим без помощи рук человеческих. И этот камень – образ Пресвятой Богородицы.

Мы слышали ныне и пророчества пророка Исаии, который за много лет предсказывал о знамении, которое увидят люди. Это знамение состоит в том, что Дева родит Сына и Ему нарекут имя Еммануил. По-еврейски это имя означает «С нами Бог». Все эти Писания были написаны задолго до Рождества Христова, а во времена Рождества в Израиле были особые мессианские ожидания. Что это значит? Евреи ожидали Спасителя, Мессию, что по-еврейски значит «Помазанник», то есть тот, кто помазан по воле Божией. В Древнем Израиле помазывались пророки, получали помазание цари. И вот в Писаниях говорится о том, что придет Помазанник. В свое время пророк Моисей, имевший огромное почитание в Древнем Израиле, писал, что после него через много лет восстанет пророк. «Его слушайте», - говорил пророк.

Почему же именно во время прихода в мир Спасителя в Израиле существовали такие мессианские ожидания? Дело в том, что Израиль в то время находился под римской оккупацией. Евреи тяготились этим иноземным владычеством, своей зависимостью от Римской империи. И, конечно, они вспоминали события древнего исхода, когда Господь послал пророка Моисея и тот стал для древних евреев избавителем, поскольку вывел их из страны рабства – Египта. И они ожидали, что сейчас тоже придет пророк, подобный Моисею, Мессия, Помазанник, который станет царем Израиля и освободит Свой народ.

Но Господь посылает Своего Сына не для того, чтобы избавить еврейский народ от римской оккупации, но с другой целью, глобальной: спасти всех людей земли от греха, от последствий падения Адама. И мы сегодня радуемся об этом празднике и встречаем Христа, который принес избавление всему человеческому роду.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"