Источник жизни неподвластен смерти. Архиерейское богослужение в Великую субботу

.

Жизнь современных людей погружена в суету и шум. Но есть один день, когда каждый человек призывается остановится и помолчать, побыть в тишине, с благоговением внимая тому, что невозможно охватить умом – Господь, Создатель этого мира, пребывает во гробе, Он спускается в ад, претворяя смерть в жизнь. И именно в тишине этого дня можно услышать, как зазвучит, сначала тихо, а затем все громче, приближающееся пасхальное благовестие.

Это – Великая суббота, когда в храмах на богослужении вспоминается весь долгий путь к Воскресению Господа. Читаются пятнадцать паремий из Ветхого Завета, причем они следуют не в формальном хронологическом порядке. В них есть своя внутренняя логика, так что они выстраиваются подобно ступеням, ведущие к Пасхе Христовой.

В кафедральном соборе Рождества Христова в Рязани верующие в этот день молились за Божественной литургией, которую совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения - первая часть, вторая часть - а также  наставления и благословения снеди доступны в записи).

Архипастырское наставление владыка посвятил событиям Великой субботы и их значению:

– Великая суббота – самый таинственный день человеческой истории. Мы с вами слышали сегодня, дорогие братья и сестры, чтение из Ветхого Завета, в том числе, отрывков, касающихся повеления Божия о праздновании Пасхи Ветхого Завета. Само слово «пасха» в переводе с иврита означает «проходить мимо». Ангел смерти прошел мимо еврейских первенцев, так что ни один из них не пострадал, а всех первенцев египетских, от человека до скота, смерть поразила.

Мы же сегодня вспоминаем, как Первенец Марии по закону, и не просто человек, но Богочеловек, зачатый от Духа Святого, предается позорной смерти на Кресте. Господь мучается, страдает и умирает… Но сама идея Бога в человеческом сознании является антиподом понятия смерти. Бог в Ветхом Завете – это Жизнь, ее Источник. И не только в богооткровенной еврейской религии, но и у древних греков существовало противопоставление мира смертных людей и бессмертных богов. Языческие боги назывались бессмертными в противоположность смертным людям. И вот вчера прозвучали слова о том, что Бог умирает на Кресте. Удивительные вещи, которые не вмещаются в наше сознание, которые можно воспринимать только верой! Но жизнь и смерть – вещи несовместимые. И Господь – Источник жизни, Он не может быть под покровом смерти. И вот Он восстает из гроба, и уже сегодня мы уже слышали с вами пасхальное Евангелие о воскресении Христа.

Господь умирает не просто потому, что так было уготовано Отцом Небесным, Он умирает, чтобы извести из ада всех праведников и даровать всему миру вечную жизнь. Мы сегодня готовимся встречать праздник Пасхи, и уже, по традиции Востока, можем поздравлять друг друга с прекрасной Пасхой.

С прекрасной вас Пасхой!

*   *   *

В этот день клирик Рождественского кафедрального собора иерей Максим Котов за усердное служение Церкви Христовой к празднику Пасхи был награжден правом ношения камилавки.

После богослужения митрополит Марк благословил принесенную рязанцами пасхальную снедь. Узнать о символизме основных блюд пасхальной трапезы, которые украсили яркими красками столы перед собором, а также о самом празднике, происхождении слова «пасха» и различных особенностях и традициях, связанных с торжеством, можно было из аудиозаписи, которая звучит сегодня как около главного храма Рязани, так и в других приходах.

Прослушать материал вы можете и на нашем сайте.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"