О принципе любви и всепрощения. Литургия в Неделю 13-ю по Пятидесятнице

.

В Неделю 13-ю по Пятидесятнице, 22 сентября, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Рождественском кафедральном соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео доступно в записи).

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с наставлением, в котором обратил внимание на образы, связанные с Крестом и Крестной жертвой Спасителя, а также призвал задуматься о принципе, на котором основывается отношение Бога к миру:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, в этот солнечный воскресный день, мы продолжаем праздновать великий праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Однако Православная Церковь уже обращает наше внимание на следующий великий праздник – Воздвижение Креста Господня. Сегодня мы уже слышали слова Евангелия, имеющие прямое отношение к этому церковному торжеству. Христос говорит о том, что Сыну Человеческому подобает вознестись. О каком вознесении идет речь?

Мы часто отождествляем это слово с нашим великим церковным праздником Вознесения Господня. Однако в Евангелии от Иоанна это слово имеет совсем другой смысл. Прежде всего – это вознесение Спасителя на Крест. И Христос говорит о Своем вознесении на Крест в параллели с историческим библейским примером, когда во время исхода Израиля из Египта произошел трудный искусительный эпизод – евреев за ропот в отношении Бога и Моисея стали одолевать змеи. Они кусали евреев, и многие умирали. И тогда Моисей по Божию повелению воздвиг образ змея из меди, и люди, которые смотрели на него с верой, получали противоядие от яда этих змей.

Как воспринимать этот эпизод? С точки зрения строгого монотеизма взирание на изображение, тем более змеи, на эту пагубную тварь, через которую произошло падение Евы и Адама, недопустимо. Однако этот образ становится понятным, если воспринимать его в мессианском смысле. Вновь змей становится критерием, когда люди могут выбрать добром и злом. Те люди, которые смотрели на змея с верой, фактически исцелялись верой в будущего Мессию, который также, как змей, будет вознесен на Древе. Но главные слова из этого эпизода – слова о Божией любви к миру, о том, что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Это великие слова, которые мы часто слышим, но важно, чтобы мы их не только слышали, но и напечатлели в своем сердце этот принцип отношения Бога к миру – принцип любви и всепрощения.

*   *   *

За литургией была совершена диаконская хиротония Александра Макеева.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"