Литургия в Иоанно-Богословском храме села Захарово в субботу по Богоявлении

.

21 января митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в храме в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этот день продолжается период попразднства Богоявления. Богоявление или Крещение Господне — праздник, имеющий и другие названия, благодаря которым суть этого торжества раскрывается с особой стороны.

Об этих наименованиях только что прошедшего праздника, об их значении для духовной, культурной жизни отдельных людей и целых народов рассказал прихожанам Иоанно-Богословского храма в наставлении после литургии митрополит Марк.

«Каждый народ, дорогие братья и сестры, проходя свой исторический путь, живет теми понятиями, которые близки и дороги его сердцу. И каждый народ создает свой язык, свою культуру и понятия — все то, что отражает жизнь и ценности человека. В нашем народе, нашем языке мы тоже можем увидеть множество понятий, которые отражают веру, духовность, ценности и традиции нашего народа. Причем очень многое связано с верой во Христа, с нашими христианскими праздниками и традициями. Это касается не только духовных понятий, но и мирских, на первый взгляд совершенно обычных и простых, где мы даже не подозреваем никакого духовного смысла. Вот, например, возьмем название Министерства образования. До революции оно называлось Министерством народного просвещения. О каком же свете идет речь? Может, о том свете, который может дать человеку познание физики или математики? Или свет науки, свет образования? О чем же говорит это наименование? Как мыслили наши соотечественники, деды и прадеды? Что они имели в виду, какое просвещение?

Конечно, речь идет о просвещении Христовом, о просвещении светом веры во Христа. То есть именно о том, что является содержанием праздника, который наша Церковь отмечает в эти дни. Ведь Крещение Господне или Богоявление называется еще праздником Просвещения или праздником Светов.

Господь наш Иисус Христос практически до тридцати лет, можно сказать, жил частной жизнью — сначала в Египте, будучи изгнанником, в послушании Своей Матери и мнимому отцу, потом в Назарете, исполняя различные поручения, живя в Своей земной семье. Но потом настало время, и Господь пришел на Иордан, чтобы погрузиться в воды священной реки и начать Свое земное служение. И как раз это служение можно назвать служением просвещения. Потому что на протяжении трех лет после Крещения Господь нес людям свет Своей веры, свет просвещения.

В богослужебных песнопениях есть очень яркие образы — народ, который пришел просветить Господь, сидел «во тьме». И еще один, не менее яркий образ — народ сидел «в сени смертной». Тут необходимо объяснить, что такое смертная сень. Сень — это славянское слово, которое буквально означает «тень». То есть народ сидел в тени смертной. И мы видим, что это выражение говорит о близости смерти к человеку.

Речь, конечно, шла не только и не столько о физической смерти, о переходе из жизни временной в объятия всепоглощающей смерти. Речь шла еще и о смерти духовной. Потому что люди были лишены понимания сути вещей, познания Бога. И вот этих-то людей, которые сидели во мраке, сидели в тени смерти, и пришел Господь просветить. Отсюда и наименование праздника Богоявления праздником Просвещения - просвещения светом веры Христовой, светом истины.

И таких понятий много в нашем языке, в нашей культуре. Мы часто говорим о свете, но самый главный свет - не физический или электрический, и даже не свет солнца, а свет Христов, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

И мы тоже, дорогие братья и сестры, нуждаемся все в просвещении, потому что мы тоже в своем сердце сгущаем мрак грехов и заблуждений. Господь через этот праздник показывает и нам, где находится свет истины.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы и мы, как те люди, которые сидели во тьме и тени смертной, увидели свет. Чтобы и нам Господь явил свет истины, просветил нас, сидящих во тьме, и открыл нам путь к вечной жизни».

По окончании литургии верующие сердечно поблагодарили владыку Марка за слова наставления, столь важные в любое время и для каждого человека, за духовную радость совместной молитвы, за богослужение, совершенное в этот день в их храме.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Артемий Жарёнов