О подвиге веры. Литургия в Неделю 9-ю по Пятидесятнице

.

В Неделю 9-ю по Пятидесятнице и Предпразднство Преображения Господня, 18 августа, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани.

В этот день в Евангельском чтении описывался эпизод, известный как хождение Христа по водам. Тогда навстречу своему Учителю по волнам Галилейского озера пошел апостол Петр, будучи движим порывом веры. Об этом эпизоде и о сути слова «вера» говорил в наставлении после богослужения владыка Марк:

– Одно из самых часто употребляемых слов Евангелия – «вера». Это понятие отличает людей, следующих за Христом, от многих и многих других. Часто Христос перед исцелением спрашивал человека – а верит ли он? Верит ли в то, что Господь сможет исполнить то или иное доброе дело, совершить чудо?

Вера – это понятие, которое свойственно и нам. Мы говорим о том, что мы верующие, что мы живем верой. Во всяком случае, так говорится в словах молитвы, поскольку Церковь совершает молитвы за всех живущих верой. Тем не менее, остается много вопросов: что такое вера, каков механизм ее действия? Как она соотносится с сознанием, с нашей рефлексией?

Примером порыва веры является эпизод, о котором говорится в сегодняшнем Евангельском чтении. Апостолы отправились по слову Спасителя в путешествие по Галилейскому озеру. И вот ночью, когда они плыли, разразилась буря. Ученики увидели, как по водам идет Христос Спаситель. И тогда Петр, будучи движим порывом веры и желанием прийти к Спасителю, сказал – Господи, повели мне идти к Тебе! И пошел по водам, не смущаясь, не страшась ни того, что он идет по воде, ни того, что вода эта волнуется и готова поглотить его в свои глубины.

Однако по мере того, как порыв веры стал ослабевать, Петру, очевидно, все больше стало приходить на ум понимание того, что он делает. Причем понимание с точки зрения обычного человека: он видел воду под собой, видел вздымающиеся волны, и постепенно обычная человеческая рефлексия охватила его сердце. Мысль о том, что он может утонуть, что он идет по водам, наполнила его сердце сомнениями и страхом. И как итог – он стал тонуть.

Лишь помощь Спасителя вызволила его из морской пучины. Этот пример является иллюстрацией для многих событий, происходящих в жизни каждого человека. Нам тоже порой свойственны порывы веры, мы тоже порой готовы броситься в воду или в огонь… Словом, готовы к подвигу веры. Но чем отличается настоящий верующий христианин от другого человека?

Мы, маловерные, не имеем постоянства в вере и не готовы к этому постоянному напряжению, не готовы к подвигу веры. Мы начинаем думать, размышлять, соображать, и чаще всего надеемся на себя, на свои немощные силы, на ближних. И к Богу мы обращаемся часто только тогда, когда уже не к кому идти. Но это вряд ли можно назвать подвигом веры! Скорее, наоборот – умалением или унижением веры можно назвать ситуацию, когда мы воспринимаем Бога и путь веры как последнюю возможность, чтобы разрешить наш вопросы, проблемы или беду. Подвиг веры – это особое состояние, то, что показали святые, жившие в таком напряжении постоянно.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, постоянства и дерзновения веры. Дай Бог, чтобы наша вера не ослабевала, не подтачивалась нашими размышлениями о возможности или невозможности того или иного нашего прошения к Богу.

Да Бог нам верить, и чтобы эта вера была действительно сильной, крепкой, не подтачиваемой сомнениями. И вместе с тем – верой, исполненной высочайшей степени доверия к Богу, который может все. Он может извести нас из глубины греховной, как вывел Петра из морского волнения. Дай Бог нам всем такой сильной, крепкой, дерзновенной веры!

***

За богослужением иерей Владимир Алехин был награжден правом ношения камилавки.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов