Литургия в Лазареву субботу (+видео)

.

Суббота шестой седмицы Великого поста знаменует собой воспоминание об особом событии Евангельской истории, предвосхищающем торжество Входа Господня Иерусалим и имеющем особое символическое значение.

В 2020 году в этот день, 11 апреля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в храме преподобного Сергия Радонежского в приходе Лазаревского храма при одноименном кладбище в Рязани.

В официльной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась прямая трансляция богослужения. Доступны записи с трансляцией богослужения и наставлением митрополита Марка.

В чем заключается значение события, вспоминаемого в нынешнюю субботу, и почему обвитый погребальными пеленами Лазарь являет образ практически каждого человека, живущего в плену собственных грехов, рассказал в наставлении после службы архипастырь:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы отмечаем один из самых глубоких и символических православных праздников – Лазареву субботу. Этот праздник не является двунадесятым, и вместе с тем он знаменует собой вхождение в Вербное воскресенье. Именно воскрешение праведного Лазаря явилось тем движущей силой, которая направила жителей Иерусалима и паломников к торжественной встрече Христа Спасителя в городе.

Этот праздник имеет огромное символическое значение. Именно в нем Церковь видит залог воскрешения из мертвых всех людей земли, всего человеческого рода. Именно эта тема отражается в тропаре праздника, начинающемся со слов «общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя». То есть Господь уверяет всех нас в общем воскресении еще до Своих страданий. Этот глубокий смысл объясняет нам особую значимость воскрешения Лазаря, не просто как отдельного эпизода из земной жизни Спасителя, но важного события, послужившего и к установлению нынешнего праздника.

В этом празднике есть и другой символизм. Святые отцы усматривают в воскрешении Христом праведного Лазаря образ воскрешения наших душ. Лазарь, обвязанный гробными пеленами, как младенец, не имеющий возможности пошевелить ногами и руками  это образ нас с вами, опутанных греховными страстями. Мы тоже все настолько запутались в грехах, что не можем пошевелить ни рукой, ни ногой, и лежим во гробе. Мы погребены нашими страстями и нашим злым нравом. И к этому гробу, в котором мы, источая смрад, лежим, привален камень – это уныние, наша неготовность, отсутствие силы воли и желания к тому, чтобы воскреснуть, восстать. И этот образ отражает состояние большинства из нас.

Мы завершили поприще Святой Великой Четыредесятницы. А что мы принесли Богу? Приготовили ли мы с вами ветви добродетелей, а не  только лишь обычные ветви пальмы или вербы? Нарвать ветвей или купить их  это самое простое решение, но Господь ожидает от нас другого – ветвей наших добродетелей. Ими мы должны встретить Христа после совершения Святой Великой Четыредесятницы и перед началом страстей Христовых.

Но что же мы принесли Богу, какие добродетели стяжали? Мы, как и прежде, лежим в наших гробах, связанные, туго опутанные нашими страстями и пороками, не имея возможности даже пошевелиться. И лишь Господь силен воскресить нас, как Он воскресил из мертвых Лазаря, воздвиг его, человека, находившегося в руках смерти уже четыре дня.

Люди, посещавшие Ближний Восток и Палестину, знают, какие там условия. Жара, которая способствует быстрому разложению тел, и четвертый день – время, когда тление уже касается человека. И неслучайно сестра Лазаря говорит Христу – Господи, уже смердит! Она не хотела, чтобы Господь открывал эту пещеру.

Но Господь, который воздвигнул Лазаря из мертвых, способен и нас, дорогие братья и сестры, воздвигнуть. Будем же молиться Ему, в покаянии взывать Ему и в смирении преклонять пред Ним колени нашего сердца!

 

Фотограф - Петр Гевурян

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"