Великий понедельник. Литургия в Солотчинском Рождества Богородицы монастыре (+видео)

.

Страстная седмица – особое время, предваряющее праздник светлого Христова Воскресения. Эта неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, крестной смерти и погребения. Значение и важность этого времени выражено в названиях дней седмицы – каждый из них носит наименование Великого. В первые три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

В Великий понедельник, 13 апреля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил литургию Преждеосвященных Даров в Солотчинском Рождества Богородицы монастыре. В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

В наставлении после службы владыка объяснил значение образов, которые вспоминаются Церковью в этот день:

– У многих людей, дорогие братья и сестры, существует представление, что для преуспеяния в мирской жизни нужно быть человеком немного лукавым, хитрым. Потому что если человек будет соблюдать заповеди Божии, если он будет честным, праведным, то ничего не добьется в земной жизни. Однако история дает нам много противоположных примеров, и один из них сегодня вспоминается Церковью – это пример жизни праведного Иосифа. Именно о нем говорится в богослужениях Великого понедельника.

Это был человек с очень непростой судьбой, преданный воле Божией. Он был любимым сыном патриарха Иакова, и за эту любовь отца стал жертвой ревности своих братьев. Они бросили его в ров и потом продали как невольника. Попав в Египет, он и там с Божией помощью не пропал, начал трудиться во дворце фараона. Но его настигло новое искушение – его пыталась соблазнить супруга фараона. И как итог он, невинный человек, был оклеветан ею. Но Господь все расставил на свои места, и в итоге Иосиф стал вторым человеком в Египте после фараона. Он спас от смерти своего отца, братьев и весь свой род. Такой пример предлагает нам сегодня Церковь.

Но почему же именно в этот день мы вспоминаем его? Потому что Церковь воспринимает его как прообраз Иисуса Христа. Господь был безгрешен в абсолютной степени, а Иосиф не был повинен в тех грехах, в которых его обвиняли. Господь был предан и продан Своим учеником, и Иосиф был предан своими братьями и продан в рабство. Иосиф на протяжении многих лет кормил свой род хлебом в Египте, а Господь наш Иисус Христос дает всем нам Хлеб жизни, и сам Он есть Хлеб жизни.

Конечно, не во всем этот образ соответствует образу Господа, но в своих основных чертах напоминает Его, и поэтому Церковь предлагает нам сегодня дивный пример праведного Иосифа, еще называемого Прекрасным.

Этот ветхозаветный образ должен быть нам научением. Но не только его Церковь предлагает нам сегодня. Мы уже произносим в качестве отпуста такие слова: «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения».

Мы мысленно переживаем шествие Христа на Голгофу, на вольные страдания. И Церковь многократно через различные образы пытается нас увещевать. Один из главных образов сегодня – образ бесплодной смоковницы. Господь, находясь в Иерусалиме, захотел есть и увидел перед Собой смоковничное дерево, которое было обильно покрыто листьями, но не имело плодов. Конечно, сейчас не время плодов. Однако Господь проклял смоковницу и она почти тотчас засохла. Почему Господь совершил это деяние, в чем смысл проклятия смоковницы? Святые отцы толкуют этот эпизод таким образом: проклятие смоковницы есть символическое действие, связанное с темой принесения плодов. Конечно, духовных.

Мы завершили Великий пост, закончилась Святая Великая Четыредесятница и началась Страстная седмица. Мы должны были принести Господу плоды духа, добродетели, но что же принесли Ему, с каким итогом подошли к Страстной седмице?

Господь нас увещевает и вместе с тем устрашает через посредство этого образа. Мы должны помнить: если мы не будем трудиться и приносить Богу свои плоды, мы, как и эта бесплодная смоковница, будем прокляты и погублены.

Церковь призывает нас, особенно сейчас, в дни Страстной седмицы, бодрствовать и молиться. В этом году, дорогие братья и сестры, на протяжении Святой Великой Четыредесятницы мы все погрузились в мирскую суету, заботы о своем здоровье и здоровье своих близких. Конечно, это тоже важные темы, но мы очень часто переходим в крайность. Дай нам Бог, дорогие братья и сестры, провести оставшиеся до праздника Пасхи Христовой дни в молитве и сердечном сокрушении. Дай Бог, чтобы Господь не нашел нас подобными этой бесплодной смоковнице, но нашел бы в нас хотя бы, может быть, одну маленькую добродетель, один маленький плод, который мы стяжали на протяжении этой Святой Великой Четыредесятницы.

Фотограф - Петр Гевурян

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"