Литургия в Неделю о самаряныне

.

Пятое воскресенье по Пасхе именуется Неделей о самаряныне. Церковь установила в этот день воспоминание об одном из значимых эпизодов евангельской истории – беседе Христа Спасителя с женщиной, жительницей одного из самарянских селений. Самаряне были потомками смешанных браков между израильтянами и язычниками, и со стороны иудеев их обычно ожидало презрение. Но Господь Сам начинает разговор с представительницей этого народа. Этот факт и главное – содержание беседы Христа с самарянкой имеет большую важность для понимания учения Христа. В день воспоминания этого события, 17 мая в 2020 году, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Архипастырское слово было посвящено месту веры в жизни современного человека:

– В сегодняшнем апостольском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышали повествование о том, как в Антиохии впервые последователи Спасителя стали называться христианами. Это явилось следствием уже начавшегося процесса разделения сторонников ветхозаветной религии и сторонников веры в Мессию, в нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Книга Деяний содержит описание этих разделений и разногласий, существовавших в древнем мире. До этого апостолы приходили, главным образом, в синагоги, то есть в места, где молились евреи, и там проповедовали, потому что возвещали о Мессии, о котором говорили древние пророки.

Но вот постепенно стало нарастать непонимание и разделение. Апостолов перестали воспринимать в синагогах и, наконец, новая вера стала восприниматься как нечто отличное от Моисеева закона.

Ученики Христа Спасителя стали воспринимать себя именно как последователи Господа, который является Источником нашей жизни. Именно так восприняла Христа Спасителя самарянка, услышавшая о себе все, в чем боялась себе признаться, и признавшая в Нем Мессию.

Последователи Христа Спасителя осознавали в качестве источника жизни уже не Моисеев закон, но учение Христа, которое не было еще записано и существовало как устное предание. А мы, дорогие братья и сестры, воспринимаем ли Христа Спасителя как источник нашей жизни, так, как говорит церковное песнопение?

Конечно, мы все крещены и называем себя людьми верующими. Но мы часто имеем какие-то свои представления о вере, отводя ей второстепенное место, словно это что-то дополнительное в жизни, некий источник помощи, утешения и поддержки, а не Источник воды живой, не столп и утверждение Истины. Мы определяем веру и ее значение в нашей жизни так, как нам это кажется удобным и естественным.

Между тем Христос обращается к нам с теми же словами, с которыми обратился к самарянке: Он говорит, что у Него источник жизни. Его учение, жизнь, смерь и воскресение – все это основы, которые мы воспринимаем как историю нашего спасения.

Если мы считаем Христа нашим Учителем, то мы должны Его учению отводить место не просто некоего дополнения к главному в нашей жизни. Мы должны воспринимать Христа так, как это делали апостолы – как центр нашей жизни, являющийся настолько важным, что все остальное оказывается мертво по сравнению с этим источником воды Живой.

Фотограф - Петр Гевурян

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"