Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в Вознесенском храме Рязани

.

12 февраля Вознесенский храм Рязани отмечает один из престольных праздников: в нем есть придел, освященный в честь Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В особый для прихода день Божественную литургию в храме возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Как появилось это общее для трех великих святителей празднование? Чему учит верующих история установления этого торжества? Ответы на эти вопросы прозвучали в наставлении владыки Марка по окончании богослужения:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, наша Православная Церковь отмечает память сразу трех великих святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. На протяжении церковного года мы отмечаем память каждого из этих учителей Церкви отдельно. Все трое были современниками, каждый был богато одарен талантами, но при этом они были людьми несколько разных дарований, что и отразилось в тех именованиях, которыми их наградили еще при жизни.

Григорий Богослов был затворником, тонким богословом, который писал о Святой Троице и сочинял духовные стихи. По сути дела, против его воли он был возведен в епископское достоинство и даже стал Константинопольским Патриархом. Но потом ради мира в Церкви ушел с этой кафедры.

В каком-то смысле противоположностью ему был еще один епископ Нового Рима, Константинополя – Иоанн Златоуст. Это был яркий, пламенный человек, вдохновенные проповеди которого настолько поражали людей, что после его гомилий храмы наполнялись рукоплесканиями. Он был не только пламенным проповедником, но и обличителем, не боявшимся указывать на пороки, в том числе, власть имущих, за что и поплатился. Он был сослан и закончил свою жизнь в изгнании.

Василий Великий был более ровным и сдержанным человеком. Он показал себя как прекрасный администратор, и он же положил начало упорядочению жизни монахов: именно его перу принадлежит один из первых монашеских уставов. Он занимался благотворительностью, был богословом и боролся с ересями. За все это он получил прозвание Великого.

Итак, три святителя. Каждый по-своему был назван современниками за конкретные труды и деяния: Богослов – за учение о Святой Троице, Златоуст – за прекрасные слова и проповеди, и, наконец, Василий Великий – за его многогранные труды. Как же появился общий праздник, посвященный им троим?

Их духовные чада и почитатели считали, что какой-то из них значимее, главнее, и больше должен быть прославлен у Бога. В итоге возникла распря, и, чтобы не было нестроений и разделений в Церкви, был установлен общий праздник сразу в честь трех святителей, дабы Церковь не смущалась волнениями и разделениями.

Мы сегодня прославляли память всех трех святителей, почитая каждого и воздавая каждому за его подвиг служения Богу и Церкви. В наше время, дорогие братья и сестры, мы тоже видим, как люди порой начинают сравнивать одного священника или архиерея с другим, одних ругать, а других – превозносить. Но мы же чаще всего не знаем, что происходит в душе у человека, и как Бог воспринимает его служение и, следовательно, наше мнение и позиция могут быть ошибочными! В истории известно много случаев, когда Бог, желая усовершить какого-то человека, показывал ему образ совершенно другого подвига, и этот образ помогал ему в его духовном преуспеянии. Например, преподобному Макарию Великому, египетскому пустыннику, было сказано научиться у двух женщин, которые жили рядом и за 30 лет не сказали друг другу ни одного бранного слова, ни разу не поссорились. Вот пример, который Господь показал великому молитвеннику и пустыннику!

Наши воззрения и оценки вообще являются очень приблизительными и условными, и мы не имеем права оценивать человека, но можем лишь говорить о его конкретных делах. Например, вот это человек делает хорошие, правильные дела, а этот угодил Богу чем-то другим. Мы не вправе разделять Церковь своими оценками и сравнениями, своей приверженностью тому или иному человеку. Над всем должна царить любовь.

Каждый человек – это особая личность. Мы видим, что даже в одной семье дети имеют разную внешность и характер, неодинаковые умственные способности. Так и в нашей большой семье, Церкви, есть самые разные люди, и каждый из них дорог в очах Божиих.

Будем об этом помнить и будем стараться не разделяться ни по какому признаку. Господь дал нам Церковь, сказав, что врата ада не одолеют ее. Церковь – это корабль, мощный океанский лайнер, который идет по бушующим волнам житейского моря, и никакие бури не в силах его остановить или отправить на дно. Пока мы в Церкви, пока мы держимся за этот спасительный корабль, внимаем наставлениям Евангелия, пастырей Церкви, мы в каком-то смысле в безопасности.

Дай Бог нам не разделяться, но хранить единство, заповеданное Богом всем нам!

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"