Праздник Пятидесятницы. Литургия и великая вечерня в Успенском соборе

.

В пятидесятый день после праздника Пасхи верующие встречают один из важнейших праздников Православной Церкви — Пятидесятницу, называемую еще днем Святой Троицы. А еще об этом торжестве говорят как о дне рождения Церкви. Ведь именно после того, как на апостолов сошел обещанный Христом Дух Святой, они уже безо всякого страха вышли на открытую проповедь распятого и воскресшего Спасителя мира. С того дня Церковь, утвержденная и питаемая благодатью Святого Духа, непрерывно росла и утверждалась.

20 июня, в день праздника, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Успенском соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео литургии и великой вечерни доступны в записи).

После литургии митрополит Марк совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв. По окончании богослужения владыка обратился к верующим с наставлением:

— Среди церковных торжеств, которые составляют основу богослужебного года, существует двенадцать главных праздников, называемых двунадесятыми. Но и среди них мы обычно выделяем праздник праздников — Пасху Христову, главное событием богослужебного года.

Особым торжеством, помимо этого, является также праздник Пятидесятницы, который мы с вами сегодня отмечаем. Его значимость очевидна хотя бы и потому, что все Недели, воскресные дни богослужебного года, отсчитываются от этого праздника. Мы говорим: «Неделя 2, 3, 5, 15-я по Пятидесятнице». Почему же праздник Пятидесятницы является таким значимым, занимает такое важное место в Церкви?

На пятидесятый день после Воскресения Христа на апостолов сошел Святой Дух. Пятидесятый день являлся значимым событием и в древнем Израиле. На пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи древние евреи достигли горы Синай и получили там Божественное Откровение, те десять заповедей, которые и поныне являются богооткровенной основой для всех авраамических религий. Но тот закон был начертан на каменных скрижалях, а люди, пытавшиеся исполнять его, часто забывали о нем, отворачивались от него и не следовали ему. Но вот пришел новый праздник Пятидесятницы, и настал он на пятидесятый день не после ветхозаветной Пасхи, а после восстания Христа из мертвых. Господь посылает ученикам Святого Духа, который называется в Евангелии Параклит. В переводе с греческого это многозначное слово: «учитель, наставник, помощник, покровитель и защитник, утешитель». Господь наш Иисус Христос перед прощанием со Своими учениками сказал, что пошлет им иного Утешителя, Параклита.

Что это значит? Что во время земной жизни Христа для учеников Наставником, Учителем, Заступником, Покровителем и Утешителем, Адвокатом был Сам Господь. Когда же Он восходит на Небо, Он посылает Того, Кто не только для ближайших учеников Христовых, но и для всех нас, последующих поколений, остается Учителем, Наставником, Заступником, Покровителем и Утешителем.
Святой Дух нисходит на апостолов, и тот духовный закон, который дает Господь, уже не нуждается в записях на каменных или бумажных скрижалях. Этот закон записан уже на скрижалях человеческого сердца.

Расставаясь с учениками, Господь символически посылает им Святого Духа. На вечернем богослужении Пятидесятницы мы слышали Евангелие от Иоанна, где есть такой эпизод: Господь дует и говорит — примите Святого Духа. Слово, которое употребляет Христос в Евангелии от Иоанна, особое, то же самое, которое применяется в греческом переводе книги Бытия для обозначения процесса вдохновения жизни в человека. Бог в начале истории мира вдыхает дух жизни в сотворенную Им плоть человеческую, а евангелист Иоанн употребляет то же самое слово, когда говорит о ниспослании, даровании Духа ученикам. Какую мысль хочет донести евангелист Иоанн, употребляя такое слово?

А мысль следующая. Дарование Святого Духа — это процесс превращения учеников в новое творение, и этот путь превращения открыт для каждого из нас, всех тех людей, которые находятся в Церкви. Конечно, и вне Церкви существует много хороших и добрых людей, но никто из них не сможет стать новым творением, если не войдет в Церковь. Только в Церкви возможно это новое творение, потому что оно осуществляется только благодатью Святого Духа.

И эта благодать сегодня — центр нашего торжества. Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, Духа Святого! Будем открывать свое сердце для Его благодати, изгоняя оттуда злость, гнев, обиды и наши плотские страсти. Очистим нашу душу для принятия Духа Святого!

Читайте также: Где Христос – там жизнь. Слово митрополита Марка в день памяти святителя Луки, епископа Крымского

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"