О восприятии мира и людей. Литургия в Неделю 3-ю по Пятидесятнице

.

В Неделю 3-ю по Пятидесятнице, которая в 2021 году пришлась на 11 июля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани. 

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Наставление после богослужения владыка посвятил Евангельскому чтению этого дня и его толкованию:

– Каким образом грех входит в нашу жизнь? В сегодняшнем Воскресном Евангелии мы слышали повествование апостола евангелиста Матфея, который передает слова Нагорной проповеди Спасителя о том, что светильник для тела есть его око. Если око человека темно, то темным будет и все тело. Если же око светло, то светлой будет и вся человеческая жизнь.

Действительно, зрение играет огромную роль в нашей жизни. И часто оно становится началом греха и страсти. Достаточно вспомнить традиционный Библейский пример – Адама и Еву. Ева соблазнилась, когда посмотрела на плод древа познания добра и зла, от которого было заповедано не вкушать. Или же можно вспомнить царя Давида, который соблазнился обнаженной Вирсавией и впал в грех. Таких примеров множество. Наверное, каждый человек может вспомнить подобные ситуации, когда грех и страсть входили в его жизнь через зрение.

Святые отцы учат нас в этом смысле ограничивать зрение, не смотреть на то, что может нас соблазнить и сбить с пути праведного. И вопрос не только в самом зрении, ведь можно видеть одно и то же, но воспринимать реальность по-разному. Все зависит от того, какими ценностями мы руководимся, что ищем от жизни. И в Евангельском чтении, которое мы слышали сегодня, звучали слова Спасителя о том, что человек не может служить двум Господам, Богу и одновременно мамоне, то есть неправде, лжи и корысти.

Ценностные ориентиры человека – это главное, что определяет его поведение. Важно, чего мы ищем от жизни и к каким идеалам стремимся. Если мы стремимся к обладанию предметами, людьми, то рано или поздно придем к печальному итогу, потому что суета и человеческие стремления не способны улучшить или изменить жизнь кардинально. И Господь приводит такие примеры. Скажем, может ли человек изменить своей рост или сделать что-то другое подобное? В качестве иллюстрации Спаситель приводит образ царя Соломона, который ассоциируется со славой, величием, роскошью и богатством. Хотя образ великого царя Соломона связан с идеей процветания, обычные полевые цветы, по слову Спасителя, красивее, нежели рукотворная красота богатства царя Соломона.

Означает ли это, что мы должны остановиться в своем движении, в достижении целей, не трудиться и не заботиться ни о чем в этой жизни? Конечно же, нет! Но мы должны понимать, что всякий труд и стремление имеют своей предел. Мы можем стараться поддерживать нас в том или ином состоянии, но принципиально улучшить жизнь мы не в состоянии. Это доступно только Богу.

Человеческая жизнь сложна и вместе с тем проста. Она проста, когда мы смотрим на нее простым и чистым оком, видящим в поступках других людей добро, свет, любовь и заботу. Когда же наше око зло и завистливо, то нам кажется, что все люди вокруг нас – плохие и злые, думают о нас плохо, желают нам зла. Но это не тот путь, который заповедует нам Спаситель. Надо стремиться к тому, чтобы наш образ восприятия мира отражал те ценности, которые нам дает Господь, чтобы мы воспринимали все простоте сердца, думая о людях лучше, чем, может быть, они есть на самом деле.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, простоты взирания на мир, чистоты восприятия мира и людей. И если мы будем таким образом воспринимать мир, то и душа наша успокоится, умиротворится, и мы будем воспринимать всякое благо как некий дар Божий, который посылает нам Господь по Своей милости.

 

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"