Божественная Литургия в день празднования Собора Архангела Гавриила

.

26 июля митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе.

Наставление после богослужения владыка посвятил Евангельскому повествованию, которое читалось в этот день:

- Божественное Евангелие повествует о том, что бОльшая часть учения Спасителя совершалась через научение в притчах. Господь не просто говорил о каких-то важных, великих истинах, но чаще всего говорил народу в притчах. Он приводил в пример явления природы и те явления, которые окружали его слушателей. Кто же были слушатели Христа? Это были земледельцы, рыбаки, пастухи. И все слова Спасителя строились таким образом, чтобы люди, которые занимались подобной работой, смогли бы Его понять. Так, например, Он рассказывает притчу о Страшном суде - она из жизни пастухов, когда пастырь разделяет овец и коз.

Притча, которую мы вспоминаем сегодня, больше касается земледельцев. Семя падает в землю: какое-то упало на дорогу, какое-то на каменистую почву, какое-то - среди сорняков, а какое-то - на хорошую добрую почву, взошло и дало обильный плод. Господь дает Своим ученикам толкование - как нужно понимать ту или иную притчу. При этом ученики недоумевали, почему же Христос неявно говорит своим слушателям, а образами и притчами. Нам кажется, что все здесь так просто, но ученики не понимали, как не понимает порой и человек, впервые преступивший порог храма. Господь так и говорит: вам дано знать тайны Царства Божия, а прочим не дано. Они слушают в притчах.

Почему же Господь не говорит прямо, а использует язык притч? С одной стороны, чтобы слушатели все же легче смогли понять смысл и содержание слов Христа. С другой стороны, тайны Царства Божия настолько превосходят нашу реальность, что понять их в полноте невозможно. И только лишь образ подобий, притч способен открыть для нас эту небесную реальность. И, наконец, люди часто насмехаются над духовными истинами, особенно мы слышим это сейчас, да и в первые христианские времена, когда языческий мир был полон самых различных мифов о том, что происходит на христианских трапезах. Некоторые считали, что там закалывают младенцев, едят их плоть и пьют их кровь. Было очень много самых разных небылиц. И вот для того, чтобы скрыть тайны от людей непосвященных, Господь и говорил притчами.

Понимание причт, постижение их связано с духовным ростом, также как и понимание любых слов Спасителя, Писания или святых отцов. Порой вещи, которые кажутся нам простыми и ясными, сокрыты от людей, и многие люди говорят о том, что они берут в руки Евангелие, читают все слова, кажутся понятными, а смысл уловить люди не в состоянии, потому Господь удерживает их от понимания - настолько люди далеки от Бога, настолько сердце их далеко от понимания Божественных слов. Понять Евангелие и Слово Божие можно лишь только тогда, когда человек живет Евангелием, пытается исполнять его. Неслучайно святые отцы говорили, что Евангелие - это книга жизни и читать его нужно только жизнью. Как бы человек ни изучал Слово Божие, включая постижение толкований, изучение языков, он не в состоянии будет его понять без реализации истин Писания в своей жизни. И труды и искания многих западных христиан показывают, что люди, не жившие Богом, чуждые Духа Божия, даже знающие языки Писания, не состоянии постичь его подлинный сокровенный смысл. Дай Господь нам Дух Святой для постижения Божественных слов. И конечно же для того, чтобы постичь их, нужна христианская жизнь по Евангелию. Только она способна открыть для нас подлинное содержание Божественных Писаний.