Праздник Преображения Господня. Архиерейское богослужение в Преображенском храме поселка Канищево

.

19 августа Православная Церковь празднует Преображение Господне. По случаю этого великого двунадесятого праздника митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Преображенском храме поселка Канищево.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео, первая и вторая часть, доступны в записи).

По традиции в этот день было совершено благословение плодов нового урожая. Нередко событие благословения выходит на первый план в сознании людей, но смысл празднуемого события не связан с этими нужными, но все же земными и скоротечными хлопотами. Напротив, люди призываются отрываться от всего земного – от урожая тех или иных плодов, от своих обычаев — и думать о преображении собственных душ, стремясь вместе со Спасителем восходить на гору Фавор и там, очистившись от всякой скверны, взирать на свет Божественной славы Спасителя.

О духовном содержании праздника и значении события Преображения Господня митрополит Марк говорил в наставлении после богослужения:

— На каждой литургии, дорогие братья и сестры, мы произносим слова — «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго».

Мы исповедуем Иисуса Христа Сыном Божиим, но люди, к которым пришел Господь, эту истину не осознавали. Христос творил многочисленные чудеса, совершал знамения. А о чем же думали люди, пользуясь Его благодеяниями? Каждый был сосредоточен на своем. Слепой, получивший прозрение, благодарил Бога за милость и возможность вновь видеть свет мира. Благодарили Его за милость и исцеление хромые и сухие.

Сам же Господь через Свое служение стремился донести до людей главное — открыть им правду о Себе, о том, кто Он есть на самом деле. Многих современников Господа соблазняло знание о Его происхождении — Он был из Назарета, города, который ни разу не упоминается в Священном Писании. К тому же многие знали Его Матерь, слышали о Его мнимом отце, и тот факт, что Христос — Сын плотника, тоже внушал им сомнения в Его личности. Современники, особенно жители Назарета, знавшие Господа раньше, не воспринимали Его даже в качестве Пророка. В Евангелиях многократно упоминаются упреки Христу в том,и что Он совершает чудеса силой Вельзевула, что Он одержим бесом. Или же что Он — самарянин.

А перед этими людьми был Спаситель мира, и главная Его миссия до распятия заключалась в том, чтобы дать им откровение о Нем, о Его личности. При этом Христа нередко не понимали даже апостолы. Мы видим, сколько невежества звучит в их репликах, рассеянных по страницам Священного Писания. И вот, чтобы уверить учеников и чтобы укрепить их в преддверии Его грядущих страданий, Господь возводит Своих избранных учеников на высокую гору, которая чаще всего отождествляется с горой Фавор в Галилее, и преображается пред ними.

Евангелисты отмечают, что Лицо Христа просияло и одежды сделались белыми, как снег. Рядом с Христом предстали два человека, пророки Моисей и Илия. Почему же именно они появились во время преображения Христа Спасителя?

Илия был великим человеком, пророком. Он был взят живым на Небо, и считалось, что он должен вновь прийти на землю перед пришествием Мессии. С другой стороны, Илия был пророком. Моисей тоже назывался пророком и боговидцем, и он был автором пяти самых главных книг Ветхого Завета, Пятикнижия, впоследствии именуемого Законом. Древние евреи называли Библию, Священное Писание иначе, чем мы. Они его именовали «Закон и пророки», и это были две самые главные части Ветхого Завета. Закон вышел из-под пера Моисея, а Илия был одним из пророков. И вот в то время, когда рядом со Христом находились и человек который по вдохновению от Господа написал и дал людям Закон Божий, и один из пророков, звучит глас Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

О чем это говорит? Для всякого еврея источником вдохновения, откуда черпали мудрость и знания, были Закон и пророки. Два главных авторитета. И апостолы Христовы тоже так считали, ведь Сам Господь говорил, что Он пришел не нарушить закон или
пророков, но исполнить.

И вот в окружении таких людей, автора Закона и одного из самых почитаемых пророков, Бог Отец говорит слушать «Сына Возлюбленного». Христос стал Источником нового закона, Он больше и выше прежнего закона и пророков! Приоритеты смещаются, и глас

Отца указывает, кого отныне нужно слушать — не законодателя Моисея, не Закон и пророков, но Христа, который есть Сын Божий.

Эти слова были понятны ученикам Спасителя, правда, евангелисты не рассказывают, как ученики восприняли произошедшее явление. Мы знаем только о словах Петра, который предложил построить на горе три кущи. Это говорит о том, что апостолы испытали состояние Божией благодати, и им было хорошо рядом с Преобразившимся Спасителем.

Итак, целью Преображения Христа было уверить учеников в том, что Их Учитель больше законодателя Моисея, больше Пророков, что Он и есть Сын Божий, а потому не нужно смущаться накануне страданий Христа. Господь сильнее смерти!

Праздник Преображения, дорогие братья и сестры, это еще и откровение для нас, знак, кто есть Сын Божий, Христос. Конечно, мы часто повторяем слова Священного Писания, но верим ли мы так, как верили святые? Кто для нас Христос? Учитель правды, Целитель, к которому нужно прибегать, когда нам становится плохо, когда нам не по себе здесь, на земле? А кто-то верит в Христа как в Сына Божия, Победителя смерти, как в Хозяина жизни и Вседержителя — и в этом смысл праздника Преображения!

Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, полной, глубокой веры во Христа, как в Победителя смерти, как в Начальника жизни и как в нашего Спасителя здесь и в вечности.

*    *    *

За богослужением была совершена иерейская хиротония диакона Сергия Сорвачева. Его отец, благочинный Кадомского округа Касимовской епархии протоиерей Сергий Сорвачев, был среди священников, сослуживших в этот день митрополиту Марку за литургией.

Для всех участников службы было организовано угощение из фруктов под открытым небом.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"