Подвиг веры и разум. Литургия в Неделю 9-ю по Пятидесятнице

.

В Неделю 9-ю по Пятидесятнице, 22 августа, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

В этот день в Евангельском чтении описывался эпизод, произошедший на Галилейском море: тогда навстречу своему Учителю по воде, как посуху, пошел апостол Петр, будучи движим порывом веры. Об этом событии и о том, почему апостол в какой-то момент усомнился и стал тонуть, говорил в наставлении после богослужения владыка Марк:

– В сегодняшнем Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, евангелисты рассказывают нам об удивительном случае на Галилейском море. Ученики Христа переправлялись с одного его берега на другой, Господь же остался на суше. И вот в середине ночи, когда на море разыгралась буря, поднялись высокие волны и дул сильный штормовой ветер, ученики вдруг увидели будто бы призрака — то был Христос, шедший прямо по водам моря. Они сначала испугались, но потом ясно увидели, что это не призрак, а Христос, и окончательно в этом убедились после слов Спасителя — «Это Я, не бойтесь».

Тогда апостол Петр, находясь в состоянии особого воодушевления, попросил Христа дозволения, чтобы прийти к Нему. Господь поддержал ученика, и апостол Петр направился по водам к своему Учителю. Он шел до тех пор, пока не стал думать о том, в какой обстановке оказался. Когда же у него «включился разум», он стал тонуть. И Господь сказал — «Маловерный! Зачем ты усомнился?».

Это событие является для нас не только описанием одного из чудесных событий, происходивших со Спасителем во время Его земной жизни, но и образом того, как человек живет верой и как действует подвиг веры.
Апостол Петр, будучи движим духом веры, укрепляемый силой веры, совершил, казалось бы, невозможное — пошел по водам, как посуху. Но когда он стал рассуждать и думать о происходящем со стороны, он стал тонуть.

Подобных примеров, связанных с силой веры, в Евангелии мы можем заметить немало. Например, бедная вдовица, о которой Христос сказал, что она положила больше всех в храмовую сокровищницу. В Евангелии стоит слово «βίος», то есть она положила туда всю свою жизнь. Возникает вопрос — а как же она предполагала жить дальше, если все, что у нее было, она отдала как жертву? Получается, она совершила это, не думая о своем существовании в будущем, воодушевляемая силой веры.

Мы можем описать эту ситуацию житейским примером: мы увидели близкого нам человека после долгой разлуки и бежим к нему навстречу. Пусть даже крапива, мусор, булыжники разбросаны под нашими ногами – мы не обращаем на это внимания! Мы бежим, потому что видим цель и хотим ее достигнуть, и уже не замечаем препятствий на своем пути. Верующий человек живет также, и в этом заключается суть подвига веры. Он не думает о том, что нужно сделать для преодоления препятствий, он думает о цели, о Боге, который в состоянии дать ему силы преодолеть путь с любыми препятствиями.

Конечно, не нужно все упрощать. Наряду с возможностью подвига веры, Господь дал нам разум, чтобы мы ориентировались в жизни и использовали его для оценки грозящих нам опасностей, а также, чтобы мы ко всему относились с рассуждением. И к вере, как предостерегают святые отцы, надо относиться таким же образом.

Существует немало случаев, когда люди впадали в прелесть. В аскетических творениях есть рассказ о том, как некогда один монах после подвигов поста и молитвы решил перейти реку по льду. Его предупреждали, что лед уже слишком тонок и ходить по нему опасно, но он, будучи прельщен своими подвигами, говорил: да я истончился от поста и молитвы! В итоге он все же пошел по льду и утонул. Поэтому подвиг веры – это то, что нужно воспринимать с рассуждением, и не во всех случаях нужно бросаться в воду. Ведь бывает, мы переоцениваем свою веру и свое дерзновение, так что можем даже погибнуть душой и телом.

Тем не менее в жизни каждого человека должно быть место подвигу веры. Без этого она теряет смысл, становится пресной и бездуховной. Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, готовности к подвигу веры, чтобы и мы, как апостол Петр, могли бы воскликнуть нашему Спасителю – «Господи, повели мне прийти к Тебе!». Дай Бог, чтобы и для нас подвиг веры был открыт и имел место в нашей жизни.

*   *   *

По окончании богослужения владыка напомнил о предстоящих богослужениях, в частности, о Чине погребения, который будет совершаться в Успенском соборе 26 августа, то есть в преддверии праздника Успения Пресвятой Богородицы. Почему эта служба будет совершаться до, а не после Успения, владыка пояснил особо.

 

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"