День памяти мученика архидиакона Евпла. Литургия в Никольском храме города Рыбное

.

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк 24 августа совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца города Рыбное.

День для богослужения в этой церкви был выбран неслучайно: 24 августа Церковью вспоминается мученик архидиакон Евпл, а частица его мощей находится в основании храма в Рыбном. Мученик Евпл особо почитается не только в этом приходе, но и во всем Рыбновском крае. Связано это с историческим событием: именно в день памяти святого в 1378 году произошла битва на реке Воже. В том сражении русские полки во главе с благоверным князем Димитрием одержали победу над полчищами Золотой Орды. Во всей округе с того времени мученика Евпла стали почитать особо, как защитника и заступника края.

Чему учит верующих подвиг мученика архидиакона Евпла, который практически до последней минуты земного пути, уже подвергнутый жесточайшим мучениям, продолжал свидетельствовать о вере во Христа и проповедовать ее язычникам? Ответ на этот вопрос верующие услышали в наставлении митрополита Марка после богослужения в день памяти святого:

— В сегодняшнем апостольском послании мы с вами слышали очень жесткие, даже в чем-то страшные слова апостола Павла, с которыми он обращается к своим адресатам. Он увещевал их перестать грешить и обличал в том, что некоторые из них не знают Бога. Апостол обращается к общине христиан, не к язычникам, и говорит, что некоторые из членов этой общины не знают Бога. Как такое может быть, что христиане не знают Бога?

В истории мы можем видеть самые разные примеры, которые позволяют утверждать о некоторых людях, что они не знают Бога. Посмотрим и на настоящее время. Сейчас мы отмечаем праздник Преображения Господня. Что имело место на Фаворе? Ученики Христа присутствовали на горе, были рядом с Учителем, но можно ли сказать, что они знали Бога? Лишь частично! Они, конечно, знали, что Господь — необычный человек, творящий чудеса и знамения, некоторые считали, что Он Мессия, у других были иные представления, но вряд ли кто-то из них мог подумать, что Иисус Христос — это Единородный Сын Божий. Они и в мыслях не могли представить себе подобное.

Они знали Христа как Человека, но не знали, что скрывается под этим обликом. Подобное можно сказать и о нас. Для чего мы приходи в храм? Может, потому слышали, что Господь помогает в трудных ситуациях, и тоже ищем Его помощи, может, мы были воспитаны в православных традициях и не можем себе представить, что можно жить иначе, без храма. Но все это не подразумевает подлинной веры и знания Бога. Казалось бы, странно: человек верит в Бога, признает бытие Божие, как же он Его не знает?

«Знать» — это слово, которое мы часто воспринимаем иначе, нежели люди две тысячи лет назад. Когда мы говорим «знаем», мы имеем в виду обычное представление о том, что Бог есть, что Он сотворил Вселенную, что Он — Начальник мира, Вседержитель. Но в понимании древних людей «знать» — это нечто другое.

Особенно эту тему подчеркивает апостол и евангелист Иоанн Богослов. В его понимании «знать» означает не теоретическое, но опытное знание. Знать — значит, находиться в духовной связи с Богом, быть уверенным в Его бытии, быть готовым отдать свою жизнь за свидетельство о Христе, как это сделал архидиакон Евпл, память которого мы сегодня отмечаем. Бесстрашно, без всяких сомнений он отдал свою жизнь за Христа. Вот если у нас нет страха, но есть такая готовность, решительность в следовании за Христом, мы, наверное, можем говорить о том, что знаем Бога. А если у нас есть просто представление о том, что Бог — это Творец Вселенной, то вряд ли мы можем сказать, что знаем Его. Знать Бога — значит быть Его свидетелем, ничего не бояться, кроме Него, жить Богом, а не чем-то другим.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы о нас можно было сказать, что мы знаем Бога, чтобы не только мы, но и Сам Бог мог засвидетельствовать в отношении нас, что мы знаем Его и живем Им.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"