Богородичная Пасха. В Успенском соборе Рязани встретили престольный праздник
28 августа Православная Церковь встречает праздник Успения Пресвятой Богородицы. Этому торжеству предшествовал двухнедельный строгий пост, который был призван помочь каждому верующему человеку преобразить свое сердце и душу, готовясь к встрече Богородичного праздника.
В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и
Главный храм Рязани, летний кафедральный собор, посвящен Успению Пресвятой Богородицы. В нем в день престольного торжества Божественную литургию возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
Почему именно Успению посвящаются соборы во многих русских городах, и почему Успение называют Богородичной Пасхой? Об этом говорил владыка в наставлении после богослужения:
— В сердце многих русских городов стоят величественные соборы, посвященные Успению Пресвятой Богородицы. И может возникнуть вопрос, почему же именно такое посвящение выбирали наши предки для главных храмов своих городов? Ведь есть много других праздников, связанных с Богородицей: Ее Рождество, Благовещение... Почему же именно соборы посвящали чаще всего Успению?
С одной стороны, мы можем понять эту традицию по аналогии с тем, как почитаются в нашей Церкви святые. День памяти святого — это день его кончины, когда он достиг предела своей жизни, сохранив себя от искушений и пребывая в вере. И в таком понимании праздник Успения Богородицы — это завершение земного пути Царицы Небесной. Но здесь еще и другой, более глубокий смысл, и чтобы понять его, можно привести пример из Евангельской истории.
Господь, говоря о Себе, часто употреблял наименование в третьем лице — «Сын Человеческий». Что означает это выражение? С точки зрения языка Сын Человеческий —это просто человек. Вот и сейчас в современном еврейском языке выражение בן אדם («бен-адам», то есть сын Адама) является просто выражением для обозначения понятия «человек».
Однако наименование «Сын Человеческий» можно воспринимать по-другому, как некое тайное обозначение того, Кем является Сын Божий. В одной из пророческих книг, пророка Даниила, есть упоминание о том, как подошел к Ветхому денми как бы Сын Человеческий. Многие истолкователи говоря об этом Сыне, сравнивают его с Сыном Божиим, с Мессией. То есть Христос при жизни назывался Сын Человеческий, которое по сути дела открылось в полноте только лишь тогда, когда Господь предстал на суд первосвященника. Он сказал «отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных».
Господь не говорил, не растолковывал и не расшифровывал это наименование раньше.
Лишь перед Своими страданиями Он открыл Свое тайное имя, его смысл и значение. Сын Человеческий в итоге — это Сын Божий, Мессия.
То же мы можем сказать и в отношении праздника Успения. По-русски — это кончина, когда человек засыпает, уходит из этого мира, оставляет эту жизнь, но в традиции Православного Востока Успение — это не только окончание жизни. Ведь на земле не осталось тела Богородицы. Церковь верит, что Господь не оставил на земле не только душу, но и тело Своей Матери, и праздник Успения — это Богородичная Пасха, Воскресение Божией Матери и Ее взятие на Небо. Вот такой более глубокий смысл скрывается за этим тихим и скромным русским словом «успение». Если это слово мы употребляем не только в отношении Богородицы, но вообще каждого человека, называя умершего усопшим, то в отношении Богородицы мы говорим о некоей другой реальности, о том, что Господь взял Ее душу и тело с Собой. И потому праздник Успения это и есть Богородичная Пасха.
И в таком свете становится ясным, почему этому празднику посвящены многие величественные русские соборы, включая и сей Успенский собор Рязани. Богородичная Пасха — это главный праздник, связанный с Божией Матерью. И мы сегодня радуемся преставлению Богородицы и Ее взятию на Небо. Она является Заступницей всего человеческого рода, его Матерью. Мы молим Ее сегодня и всегда — «Пресвятая Богородица, спаси нас!».
Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"