Дела – подтверждение веры. Литургия в день памяти апостола Иакова, брата Господня

.

5 ноября митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани.

В наставлении после богослужения архипастырь говорил о значении дел в жизни верующего человека. Эту тему митрополит Марк поднял в связи с известными словами из послания апостола Иакова, брата Господня по плоти, память которого отмечается Церковью в этот день:

– В нашем сознании, дорогие братья и сестры, Ветхий и Новый Заветы обычно противопоставляются. Мы помним, что в Нагорной проповеди Христос говорил: «Вы слышали, что сказано древним […] А Я говорю вам». И мы часто воспринимаем Ветхий Завет как некое иго Закона, а Новый – как благодать.

Но что такое Закон и дела Закона? Об этом много и часто пишет апостол Павел в своих посланиях: он указывает, что дела Закона не приносят пользы человеку. От дел Закона мы можем лишь постигать свою немощь, ввиду того, что чувствуем и видим свою неспособность исполнять эти дела закона и познаем, что мы не в состоянии ничего делать.

Вместе с тем нередко у нас возникает представление, что Ветхий Завет – это дела, а вот у нас-то благодать, и значит, будто бы и не надо совершать никакие дела. Надо просто жить, молиться, ходить в храм Божий, радоваться жизни и все, больше от нас ничего не требуется.

Сегодня день памяти апостола Иакова, брата Господня. Мы слышим наставление, которое он записал в своем соборном послании. Обращаясь к своим духовным чадам, он говорит: «Вера без дел мертва». Конечно, мы все находимся под покровительством Божественной благодати, и, как верим, принимаем Святого Духа в Таинствах Крещения и Миропомазания, приобщаемся к Христовым Таинам и верим, что Святой Дух не возгнушается нами.

И все же мы не должны думать, что вера и молитва – единственное, что от нас требуется. Все-таки каждый человек должен совершать определенные дела в своей жизни. Конечно, это не те многочисленные заповеди, которые были, как иго, возложены на древнего человека. Христос больше требует от нас поступать по закону любви, но не так, как нам кажется – любить тех, кто любит нас и делать добро тем, кто нам симпатичен. Нет! Закон любви – это помогать, в том числе и прежде всего, тем, кто не сможет нас отблагодарит, проявлять любовь к тем, кто к нам враждебно настроен. Это и есть дела любви, и их ждет от нас Господь. Иначе наша вера будет легковесной, непрочной и пустой.

Послание апостола Иакова было соборным, то есть обращенным ко всем христианам, а не к членам общины того или иного города. И неслучайно Святая Церковь включила его в канон, показав тем самым, что эта позиция – не рудимент Ветхого Завета. Дело в том, что апостол Иаков был человеком, вошедшим в христианскую Церковь из ветхозаветной, а в то время немало было людей, которые ходили и в ветхозаветный храм, исполняли заповеди Моисея и были обрезаны, но восприняли благодать Христову.

Церковь, приняв в канон послание апостола Иакова, тем самым подчеркивает, что вера апостола – это и вера Церкви, и излагаемые им мысли должны быть и нашими. А потому будем стараться, дорогие братья и сестры, не только и не просто веровать, но помнить, что вера без дел мертва. Конечно, от нас не требуются исполнение свойственных Ветхому Завету многочисленных формальных требований Закона, не предполагающих участия души, но мы должны являть дела веры и любви, о которых учил Господь наш и Спаситель.

Дай Бог нам не забывать в своей жизни об этом! И пусть дела подтверждают нашу веру и сопровождают нас на протяжении всей жизни.