Митрополит Марк совершил Божественную литургию в храме Воскресения Словущего на территории Десантного училища

.

В воинском храме Воскресения Словущего 12 декабря встречали архипастыря – Божественную литургию там возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Этот храм располагается на территории Десантного училища. Курсанты и военнослужащие молились за архиерейским богослужением в воскресный день.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Для русского воинства вопросы веры и силы духа были одними из основополагающих не только в жизни, но и в ратном служении. Их подвиги возрастали на питательной почве, где соединялись любовь к ближним и к Отечеству с самым главным – верой в Бога. Именно христиане, которых некоторые склонны упрекать в слабости, оказываются самыми мужественными, несгибаемыми на поле брани, и при этом – милосердными к поверженным врагам.

Когда человек проявляет милосердие, будь то на поле брани или в другой ситуации, он движим любовью к ближним. А пример того, как чинятся препятствия добрым делам, приводился в Евангельском чтении дня за богослужением – в нем описывалось исцеление Христом согбенной женщины в синагоге. Чудо было совершено в субботу, день покоя, и начальник синагоги вознегодовал. Христос же в ответ упрекнул его и лицемерии и дал понимание того, как правильно проводить день субботний.

Об этом говорил в наставлении после богослужения митрополит Марк:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, Православная Церковь предлагает нашему вниманию Евангельское повествование, записанное апостолом и евангелистом Лукой. Апостол Лука рассказывает об истории, произошедшей во время земной жизни Спасителя. Христос пришел в синагогу, место, предназначенное для молитвы и слушания слова Божия, и увидел там женщину, которая была согбенной, скрюченной. Мы, конечно, привыкли видеть людей больных, немощных, однако древними людьми это состояние скрюченности воспринималось особым образом. Много столетий назад бытовало мнение, что особое проявление человечности заключается в разумности и владении словом, в отличие от животных, а также в том, что человек, в отличие от животных, ходит прямо, вертикально. Так что сам по себе факт наличия у женщины болезни, скрючившей ее и не дававшей смотреть в небо, воспринимался тогда иначе, нежели сейчас. Несчастная могла видеть лишь землю, поскольку немощь не давала ей возможности созерцать, подобно нам, окружающий нас мир. В этом была особая ущербность, которая лишала ее человеческого достоинства. И вот Господь, увидев ее, подозвал. Очевидно, она стояла либо в месте, где находились все женщины, либо, стесняясь своего физического недуга, оставалась где-то в уголке. Господь подозвал ее к Себе и сказал: «Ты освобождаешься от своего недуга». Еще Он возложил на нее руки, и мгновенно болезнь оставила ее, и она выпрямилась, став, как прочие люди.

Конечно, это было настоящим шоком для всех, кто был в синагоге. Какую же реакцию это вызвало у окружающих? Люди разделились на два лагеря: кто-то был восхищен этим событием, проявлением силы Господа, который избавил человека от жестокой болезни. Другие, наоборот, стали роптать… Казалось бы, почему? Этот ропот выразил начальник синагоги. Он не посмел обращаться прямо к Спасителю, не стал Ему ничего говорить и обличать, потому что, очевидно, видел, что перед ним Человек особенный. Он стал говорить людям, пришедшим в синагогу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний». Почему же он так воспринял совершенное Спасителем исцеление?

Дело в том, что древние евреи (как и современные) хранили в субботу покой. Само слово «суббота», по-еврейски «шаббат», означает буквально «покой». В еврейском языке все другие дни недели считаются так: воскресенье – день первый, понедельник – второй и так далее, и, наконец, – шаббат, покой. Человечество должно быть в покое, поскольку в Библии написано, что Господь после шести дней творения упокоился, то есть отдыхал. И потому у древних евреев были строгие требования к сохранению субботы. Конечно, они ее нарушали, особенно в том, что касалось ведения хозяйства. Ведь многие из евреев были землепашцами, разводили скот. И Господь обличает в этом начальника синагоги. Он говорит: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?».

Господь неслучайно говорит о ней, что она – дочь Авраама, поскольку она является наследницей Авраама, как и все другие. Освобождение является ключевым для истории еврейского народа, поскольку самый главный еврейский праздник, Пасха – это праздник освобождения от египетского рабства. И здесь есть некий символизм. Как Господь много столетий назад, до рождения Спасителя на земле, освободил еврейский народ от рабства, так и Спаситель освободил страдавшую немощью дочь Авраама.

Господь показывает Своим современникам, как нужно понимать субботу. Покой – да, безусловно, это заповедь Божия. Христос не оспаривает, что нужно хранить покой в субботу, но как и чем нужно было наполнять этот день? Добрыми делами, служением милосердия! Спаситель являет Свое милосердие к людям и призывает и нас, дорогие братья и сестры, проявлять милосердие и любовь к нашим ближним, наполнять добрым содержанием не только будние дни, но и, особенно, праздники. Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, правильного понимания Божией заповеди. Дай Бог, чтобы и мы с вами наполняли свою жизнь добрым содержанием, служением Богу и людям.

По окончании богослужения владыка побеседовал с военнослужащими за чаем.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"