Панихида по жертвам гонений казачьего народа в храме Спаса-на-Яру

.

24 января в храмах Рязанской епархии священнослужителями, окормляющими казачьи объединения, совместно с казаками современных хуторов и станиц были отслужены панихиды по жертвам гонений казачьего народа.

В память о трагических событиях, которые начали разворачиваться в нашей стране почти сто лет назад и унесших жизни миллионов казаков, во многих  городах прошли памятные мероприятия. В храме Спаса-на-Яру г. Рязани руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством протоиерей Вячеслав Штанько совершил панихиду по казакам, ставших жертвами гонений. На ней присутствовали атаманы и казаки многих Рязанских казачьих организаций и объединений. Живые молились, вспоминали безвинно убиенных казаков. По окончании панихиды отец Вячеслав поблагодарил всех пришедших за память. Пожелал ныне здравствующим казакам брать пример со своих предков в деле истового хранения Православной веры. Все присутствующие единодушно с радостью отметили тот факт, что впервые за долгое время храм Спаса-на-Яру вновь становится центром объединения казаков - ведь когда  этот старинный храм в 1995 году был возвращен Церкви, именно сюда приходили казаки, чтобы участвовать в жизни возрождаемого храма, молиться здесь, проводить беседы и различные тематические встречи.

 

Справка: 

24 января 1919 года был подписан декрет «О расказачивании», который подразумевал репрессии против казаков. 

Декрет предписывал:

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим прямое или косвенное участие в борьбе с советской властью. К среднему казачеству необходимо применить все те же меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.

4. Уравнять пришлых иногородних с казаками в земельном и во всех других отношениях.


5. Провести разоружение, расстреливать каждого у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.


8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания. Центральный комитет постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.

Сразу же начались массовые расстрелы, организовывались продотряды, отнимавшие продукты; станицы переименовывались в сёла, само название “казак” оказалось под запретом.  Сам председатель Донбюро РКП(б) С.Сырцов, говоря о «расправе с казачеством», его «ликвидации», отмечал: «станицы обезлюдели». В некоторых было уничтожено до 80% жителей. Только на Дону погибло от 800 тысяч до миллиона человек — около 35% населения. В течение недели количество расстрелянных иногда достигло солидной цифры — 400 с лишним человек.

Репрессии задуманы были революционерами задолго до 1917 года.

Казаки с первого этапа Гражданской войны стали ведущей антибольшевицкой силой. Очень способствовала этому политика советского руководства. Идеологи, вдохновители и организаторы гонений на казаков – Свердлов, Ленин, Троцкий. Чуть ли не с первых декретов Советской власти направленная на духовное и физическое уничтожение казаков. Казаки были поставлены перед простым выбором. Духовная смерть и прозябание в изощренном рабстве или антибольшевистское сопротивление, борьба с поработителями. Большинство казаков выбрали второй путь.

Ленин не только знал о происходящем, но и лично активно участвовал в выработке политики большевицких властей по отношению к казакам. Достаточно вспомнить ленинскую телеграмму Фрунзе по поводу «поголовного истребления казаков»! Письмо Дзержинского Ленину от 19 декабря 1919 г., в котором указывается, что на тот момент в плену у большевиков содержалось около миллиона казаков. Резолюция, которую наложил на это письмо вождь, было вполне в его духе — «Расстрелять всех до одного!».

В России до 1917 года довольно компактно (по территориям 12-ти казачьих войск) жило более 6 млн. казаков. Идеологи „мировой революции“ объявили их „опорой самодержавия“, „контрреволюционным сословием“. Как писал Ленину один из таких „теоретиков“, И. Рейнгольд: „Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо рано или поздно истребить, просто уничтожить физически, но тут нужен огромный такт, величайшая осторожность и заигрывание с казачеством: ни на минуту нельзя забывать, что мы имеем дело с воинственным народом, у которого каждая станица — вооруженный лагерь, каждый хутор — крепость“.

Для сравнения. Наиболее “кровопролитная” война для казаков — Первая Мировая. В ней Донские казаки потеряли 10 тыс. личного состава, на 1,5 млн. население Дона.  В Гражданскую войну безвозвратные потери среди Донских казаков составили 250 тыс. Это каждый 6-й житель, или каждый 3-й мужчина. Если отбросить детей и стариков, то выбили всех, кто сопротивлялся. К 1926 году на Дону оставалось не более 45 % казачьего населения, в других войсках - до 25 %, а в Уральском войске — лишь 10 %. Было уничтожено и выброшено из страны много казаков старше 50 лет - хранителей традиций.

По самым скромным подсчетам эти гонения, которые иначе как геноцидом сложно назвать,  унесли жизни более трех миллионов казаков.