Икона святителя Николая Чудотворца, написанная святителем Феофаном
На Руси издревле было много образов святителя Николая, заступника за всех страждущих, угнетенных, несправедливо осужденных, небесного покровителя путешественников и мореплавателей. В музее святителя Феофана хранится образ святителя Николая, написанного в затворе вышенским подвижником.
Святитель Феофан в тишине вышенского затвора занимался молитвенным деланием, готовил к изданию многочисленные богословские произведения, свободное время посвящая иконописанию и различными рукоделиями.
Один из современников Феофана Затворника, оказавшийся в его келье сразу после кончины святителя, вспоминал: «Святитель любил священное искусство иконописания и сам был хороший художник. Нося в душе образы иного, высшаго небесного мира он, видимо, желал окружить себя и на земле их светлыми отражениями. Какое изобилие икон и картин священного содержания! Большинство, если не все, из них, вероятно, писаны его святительской рукой. «Распятие», «Воскресение Христово», «Снятие со креста», «Спаситель в терновом венце» – на полотне, образ Спасителя во весь рост, Божией Матери – во весь рост на дсках, «Богоявление» – на полотне, образ святителя Тихона во весь рост – неоконченный немного, иконы св. Митрофания Воронежского, свв. Антония и Феодосия, св. Александра Невского… и много других картин и икон на полотне и дсках. Есть и портреты, например, Серафима Саровского… К двум предметам особенно часто возвращалось художественное творчество почившего: к изображению св. Тихона Задонского и Богоявления» («Душеполезное чтение».1894. Ч. I. Апрель. С. 687–702).
Многие иконы, написанные святителем Феофаном, не сохранились до наших дней. Одна из сохранившихся икон – это образ святителя Николая, который сейчас находится в Вышенском монастыре в музее святителя.
Лик святителя Николая отмечен строгостью, сосредоточением и самоуглубленностью. Святитель представлен благословляющим, с закрытым Евангелием в левой руке. Евангелие обтянуто ярко-красной тканью с накладками по углам и средником. Рука святителя Николая, поддерживающая Евангелие, прикрыта омофором, что указывает на священное назначение книги, возлагаемой на престол в алтаре храмов.
Как правило, на иконах святителя Николая изображают в епископском облачении или в белой крещатой фелони, которая чаще всего изображается в ростовых изводах. В русской иконографии сложились два типа изображения святителя, соответствующих дням почитания святителя – 6/19 декабря и 9/22 мая. Это «Никола зимний» и «Николы вешний». «Никола зимний» изображается в митре, «вешний» – с непокрытой головой. Включение образов Спасителя и Пресвятой Богородицы в икону святителя известно с конца ХIII века, помещение их в круглые медальоны – с ХV–XVI веков. Как правило, Богоматерь держит омофор распростертым на обеих руках. На некоторых иконах медальоны с образами Христа и Божией Матери окрашены соответственно в красный, символизирующий высшую власть, и синий, обозначающий духовную чистоту, цвета.
Феофан Затворник изобразил святителя Николая с непокрытой головой, в епископских облачениях, без образов Спасителя и Пресвятой Богородицы.
По мысли Л.А. Успенского, автора известного труда «Богословие иконы Православной Церкви», «икона показывает нам прославленное состояние святого, его преображенный, вечный лик». Перед этим «вечным ликом» молился святитель Феофан, этот образ по Промыслу Божиему дарован и нам, чтобы обращаться к Николаю Чудотворцу за молитвенным предстательством и укреплением.
В Вышенском монастыре есть и другой почитаемый образ святителя Николая с частицей мощей, который находится в Казанском соборе монастыря.
По материалам сайта Успенского Вышенского монастыря