Исцеление слепорожденного: два чуда в одном
Слово митрополита Рязанского и Михайловского Марка в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, в Успенском соборе Рязанского кремля.
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Христос Воскресе!
Сегодня, дорогие братья и сестры, в завершающий воскресный день Пасхального торжества, Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельское чтение, которое носит символический характер.
В повествовании, читавшемся за сегодняшним богослужением, апостол и евангелист Иоанн рассказывает о чудесном исцелении, которое имело место во время земной жизни Спасителя. Господь совершил одно из величайших чудес – Он исцелил человека, который был слеп от своего рождения.
Одно дело – исцелить человека, который потерял зрение в результате каких-либо глазных болезней, а другое дело – даровать зрение человеку, который никогда не был зряч
Одно дело – исцелить человека, который потерял зрение в результате каких-либо глазных болезней, а другое дело – даровать зрение человеку, который никогда не был зряч.
Это событие произошло в субботу и потому вызвало горячий спор среди сторонников Моисеева закона. Некоторые говорили, что праведный человек не мог сделать доброе дело и одновременно нарушить Божию заповедь. Дело в том, что заповедь о субботе очень строго хранилась и доселе хранится среди иудеев.
Среди всей этой полемики можно отметить преданность исцелителю со стороны исцеленного. Некоторое время назад в воскресный день мы слышали повествование евангелиста Иоанна об исцелении расслабленного. Так вот, после этого чуда исцеленный пошел и сообщил фарисеям, что его исцелил Спаситель. То есть он не только не был благодарен по отношению к Спасителю. Он еще и пошел и предал Его, сказав фарисеям, Его врагам, что Господь исцелил его в субботу, и тем самым усилил ненависть книжников и фарисеев по отношению к Иисусу Христу.
Этот исцеленный повел себя совершенно иначе. Он вступил в полемику с учителями Закона, и был настолько упорен, что фарисеи и книжники выгнали его. Они сказали: ты во грехах родился, и ты ли смеешь нас учить?
Символично окончание евангельского отрывка. Господь, видя, что этот человек созрел для того чтобы познать Мессию, открылся ему, и тогда исцеленный, родившийся слепым, поклонился Спасителю. Тем самым он исповедовал Христа Мессией и выразил Ему свое почитание и свое преклонение.
И вот это исцеление, исцеление души человека, является самым важным. Потому что, по сути дела, в этом евангельском повествовании есть не один случай исцеления, как мы часто считаем, а два
И вот это исцеление, исцеление души человека, является самым важным. Потому что, по сути дела, в этом евангельском повествовании есть не один случай исцеления, как мы часто считаем, а два. Потому что Господь, во-первых, открыл физические очи этому слепорожденному, но самое главное произошло потом – Господь открыл ему душевные очи. В результате чего этот человек исповедовал Христа Спасителем.
Мы, как люди плотские, чаще обращаем внимание на вещи физические, на вещи внешние, которые лежат на поверхности. Но часто внутренний смысл и содержание, внутренний свет остаются для нас непостижимыми. Неслучайно мы видим до сих пор в мире огромное количество людей, которые не понимают учения Христова, которое не видят свет Христов. Большинство из этих людей физически является зрячими, но самое главное зрение является для них закрытым. Самый главный свет, внутренний свет является для них чем-то непознаваемым. И Святая Церковь символически предлагает нам именно сегодня это евангельское повествование для того, чтобы мы помнили, в чем смысл учения Христова – это свет, который просвещает каждого человека, или который Господь пытается открыть каждому человеку. Но не всякий человек способен увидеть этот внутренний свет, который является светом Воскресения Христова.
Заканчивается праздник Пасхи, и в следующее воскресенье мы уже не будем петь «Христос Воскресе», но Церковь предлагает нам следовать свету Воскресения Христова. Если мы будем видеть этот свет, то всегда перед нами будет следовать Воскресший Христос, Который обещал нам, что будет с нами во все дни до скончания века. Аминь.
Христос Воскресе!»
5 июня 2016 года