К дню памяти святителя Феофана: Вышенский Затворник в переписке с разными лицами
Текст беседы игумении Викторины (Перминовой) с сестрами о святителе Феофане.
В день празднования памяти святителя Феофана Затворника хотелось бы отметить огромное влияние, которое этот скромный и смиренный человек оказал на жизнь верующих и всего русского общества. Может показаться удивительным и даже невероятным, что слово человека, долгие годы находившегося в удалении от людей, так сильно влияло на многие умы и души. Но именно в уединении, сосредоточенной молитве, аскетическом труде над собой святитель Феофан черпал вдохновение и благодатные силы для создания богословских трудов, написания духовных книг, которые и сейчас являются для верующих людей настольными, и помощи многим людям. Масштаб этой помощи и личность святителя Феофана раскрываются в его переписке с разными лицами. Подчас несколько написанных им строк коренным образом меняли жизнь человека. Читая письма святителя, можно понять, почему так происходило.
Имея от Господа большие дарования, святитель ничего не приписывал самому себе.
«Что же это вы меня спрашиваете? Я человек очень недалекий в духовном различении вещей, и могу очень легко назвать черное белым, и белое черным, – пишет смиренный подвижник одному духовному лицу. – Потому не смотрите на то, что напишу, как на доброе решение». Благодаря такому мнению о себе, видению своей несостоятельности и неспособности ни к чему доброму без Бога, святитель Феофан стяжал молитву и сподобился благодатных состояний. Имея от Господа большие дарования, он ничего не приписывал самому себе.
В одном из писем святой затворник так рассуждает: «Пребывание души с Господом, в чем все существо внутреннего делания, не от нас зависит. Господь посещает душу, она и бывает с Ним, и играет пред Ним, и согревается Им. Как отойдет Господь, душа пустеет, и совсем не в ее власти воротить к себе Благого Посетителя душ. Но отходит Господь, пытая (т.е. испытывая) душу; а бывает, что отходит, наказывая не за внешние дела, а за что-нибудь душой внутри принятое. Когда отходит Господь, пытая душу, то когда она закричит, Он скоро ворочается. А когда отходит наказывая, то — не скоро, пока не сознает душа греха, и не раскается, и не оплачет, и епитимии не понесет».
Утешая кающегося человека и рассуждая о благотворности смирения и покаяния, святитель пишет: «Грешник упорный Богу противен; а грешник кающийся приятен Ему. Всегда и приступайте к Нему, с мытаревым гласом, море грехов своих в бездну милости Его повергая. Когда есть неприязнь и отвращение к греху, с готовностью противиться ему хоть до положения живота, тогда Бог не видит того грешным. Так не смущайтесь!» «И говорить и чувствовать, что никуда негож – дело хорошее,» – пишет святитель в другом письме.
Смирение, сердечное сокрушение и деятельное покаяние были сутью жизни святителя Феофана – жизни перед Богом. Он пишет: «Существо дела в том, чтоб "установиться в памяти Божией или ходить в присутствии Божием". Можно всякому сказать: "как хочешь, только добейся до этого". Иисусову ли молитву творить, поклоны ли класть, в церковь ли ходить, что хочешь делай, только добейся до того, чтобы быть всегда в памяти Божией. Помню, в Киеве я встретил человека, который говорил: никаких приемов не употреблял я, и молитвы Иисусовой не знал, а все, что тут пишется, было и есть. А как, я и сам того не знаю. Бог дал!».
«Бог никого не оставляет. У Него все дети. Нет пасынков, – укрепляет в терпении Вышенский затворник человека, оказавшегося в скорбных обстоятельствах. – И тяжелые случайности и состояния — все на добро нам направляется. Если бы мы могли узреть это, не было бы ни в чем тяготы».
Для того, чтобы показать положительное влияние на душу скорбей и трудностей, принимаемых безропотно, святитель Феофан приводит образный пример: «То же, что бывает между пирогом, жареным в печи, и между хозяйкою. Дайте пирогу чувство, мысль и язык. Что бы он заговорил хозяйке?! Матушка! Засадила ты меня сюда и жарюсь. Ни одной крупинки у меня не осталось не жаримой, все горит, до нестерпимости. И то беда, что исхода не вижу, и конца не чаю. Обращусь на право, обращусь на лево, вперед, или взад или к верху, отовсюду заперт, и со всех сторон не прохлада, а жаром несет до нестерпимости. Что я тебе сделал? За что такая неприязнь. и проч. и проч. Дайте хозяйке уменье понимать речь пирога. Чтобы ответила она ему?! Какая тут неприязнь?! Я, напротив, о тебе только и радею. Потерпи еще немного, и увидишь, какой ты у меня выйдешь красавец! Все наглядеться на тебя не наглядятся! А какой аромат от тебя пойдет по всему дому? Это диво-дивное! Так потерпи еще чуточку и увидишь отраду. — Пирогову речь вы прописали. Теперь переймите речь хозяйки и благодушно перейдите к ожиданию благодетельного исхода. Я думаю, что этим вам и все хлопоты покончить можно. Положите себя в руки Божии и ждите. Вы — все же в руках Божиих, только двигаете руками и ногами. Перестаньте это делать и лежите спокойно».
«Спасение не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый ангел между ангелами погиб. Апостол между Апостолами в присутствии Самого Господа погиб. А разбойник на кресте спасся!»
«Спасение не от места, а от душевного настроения, - пишет святитель Феофан другому лицу, нуждающемуся в поддержке. – Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый ангел между ангелами погиб. Апостол между Апостолами в присутствии Самого Господа погиб. А разбойник на кресте спасся! Ищешь спасения? Добре! Ищи! Спасение нам удобно. Ибо имеем Господа — Спасителя, Который ничего больше не желает и ни о чем больше не печется, как о нашем спасении. К Нему прибегай и молись всеусердно, да устроит спасение твое».
Продолжая тему спасения, которое совершается в противодействии греху, святитель Феофан показывает путь борьбы: «Духовная немощь очищается исповедью, в коей полагается и начало врачевания ее. — Врачевание же самое продолжается, доканчивается потом подвигами против нее (немощи). Кончится врачевание, когда страсть станет противною и перестанет влещи. Пока сия процедура совершается, борющийся состоит в милости Началовождя, хотя раны получает чувствительные, падает и встает. Милость сия отступает только тогда, когда пал кто и не встает — валяется. А если пал и тотчас встает и опять берется за оружие, чтоб противоборствовать, милость не отходит. Сим растворяйте совести своей горечь.
…Относительно хульных помыслов надобно жалеть и каяться пред Господом; но не падать духом и не думать, что от этого пагуба. Как вы не хотите таких помыслов, отвращаетесь от них, то Бог и не гневается на вас. Помыслы не от вас, а враг всевает. И вина, на нем. Читайте у св. Димитрия Ростовского об этом статью, в первом томе его творений. Богу молитесь на врага, чтоб отогнал. Почаще сказывайте духовнику. И враг отбежит. Он пристает с такими докуками, когда увидит, что душа робеет. А когда увидит, что душа мужественна и понимает его козни, тотчас отстает».
О состоянии сухости в духовной жизни святитель Феофан пишет: «Это горькое и опасное состояние. У Господа оно стоит в числе руководительных, вразумительных и исправительных средств. Но бывает оно и вроде наказания. Причина сего — явный грех, но как у вас его не видно, то причины надо искать во внутренних чувствах и расположениях. Не вкралось ли самомнение, что вы не то что другие? Не загадываете ли сами шагать по пути спасительном и восходить горе одними своими средствами? Не успокаиваетесь ли на том порядке жизни, какой заведен, и расположились спать в мысли, что больше заботиться не о чем? Такие и подобные мысли приводят в беспечность, а беспечность есть первый шаг к охлаждению.
Потому потрудитесь собрать мыслей поболее, что вы еще не начинали дела, что казалось прежде духовным, то имело значение только призвания к труду, а не плода. Приложите убеждение, что хотя бы вы достигли высоких степеней, — все не безопасны от падений, путь к которым врагу пролагает беспечность и нерадение — спутницы охлаждения. Собирая же таковые возбудительные помышления, не думайте, что сами себя согреете. Согреет Господь, когда время придет. Ваше же дело труд и труд. К сему труду мысленному прилагайте молитву к Господу именно об избавлении от сей язвы. Все другие предметы оставьте, держите одну эту молитву против охлаждения. Стоите ли на молитве, читаете ли, в церкви ли стоите, дело ли какое справляете, — все одно имейте в уме: Господи, избави меня от сего охлаждения. И не давайте себе покоя, пока не согреетесь. Согреянность есть Господа прикосновение к сердцу, а непрестанная теплота есть Господа вселение в сердце. Даруй вам Господи сие благо! Не нерадите и рук не опускайте!» Действенность наставлений Вышенского затворника свидетельствует о том, что он сам прошел этот путь борьбы и вышел победителем.
К сожалению, человек часто видит причину своих бед не внутри себя, а в других людях и обстоятельствах жизни. Святитель Феофан показывает, что все происходящее ниспосылается от Бога для врачевания наших душевных немощей, и объясняет, как лучше всего встречать неблагоприятные обстоятельства: «На окружающих вас смотрите, как на орудия Божия во благо вам и за ними всегда зрите руку Божию, вам благодеющую. И за все говорите: слава Тебе Господи! Но старайтесь, чтобы это было не на языке только и в мысли, а и в чувстве. Молитесь, чтобы Господь и чувствовать так дал. И даст. Положите законом — 1) всякую минуту ждать неприятность, и когда придет, встречать ее как жданную гостью. 2) Когда деется что воли противное, готовое огорчить и раздражить, скорее бегите вниманием к сердцу и сколько можете напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам, напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец: ибо все от чувств; если же породится, хоть маленькое, положите, если можно, ничего не говорить и не делать, пока не выгнали те чувства, если же нельзя не говорить и не делать, старайтесь говорить и делать не по тем чувствам, а по заповеди, как Бог велит, кротко и тихо — будто ничего не было. 3) Всякое ожидание прекращения такого порядка выбросьте из головы, а определите себя на неприятности до конца жизни. Не забудьте! Это очень важно. Если не будет этого, терпение установиться не может. 4) Ко всем молоткам сим приложите: держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и главное всевозможно избегайте чем либо напомнить им о их несправедливостях. Действуйте так, как бы ничего от них не было».
«Раздражительность, гнев, нетерпение, суетливость — конечно все это не добрые чада, – пишет святитель Феофан, обращая внимание собеседника внутрь себя, - Но хорошо уже то, что сознаете их недобротность. Поищите родителей их и придушите. Тогда чада сами собою пропадут. Посмотрите, нет ли у вас самочувствия, т.е. чувства своего значения, или отрицательно, отсутствие чувства, что вы ничто. Это самое сокровенное чувство, но оно всем ворочает (т.е. управляет) в жизни. От него первое требование, чтобы все было по нашему и коль скоро этого не бывает, то на Бога ропщем; а на людей серчаем. От него же уверенность, что все сами можем сделать и устроить, пустивши в ход придуманные средства, ожидаем, что все так и будет, как придумали. Оттого, что дело начинаете без усердной молитвы, и продолжаете тоже, и кончаете опять ропотом, если что не по нашему, и чувство самодовольства, — если по нашему. Бога во всем этом помышляете яко стороннее, а не действующее лицо. Так вот присмотритесь, нет ли сего, и если есть хоть не в большой мере, позаботьтесь восстановить чувство ничтожества своего во всех отношениях. И всегда Господа о том молите».
«Покаяние… у вас в действии. Что еще нужно? — рассуждает святитель Феофан – Уклоняться от грехов и делать всякое добро, встречаемое по течению жизни вашей, — не телом только, а и душою и сердцем, не внешне только, но и внутренне, т.е. чтобы и мысли и чувства всегда были богоугодны. Что еще кроме доброй жизни?! Пророк говорит: взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Этим выражалась непрестанная память о Боге, с непрестанною ревностью всем благоугождать Ему. Это же есть молитвенный строй — внутри.
Просите дать вам молитвенное правило. Сказанное пред сим и есть первый пункт молитвенного правила. Старайтесь всегда так держать свое внутренное, чтобы оно всегда обращено было к Богу, и всегда пред лицем Его стояло, и как бы от лица Его действовало, чтобы это делалось телом, во вне, в обычном ходе дел житейских.
Второй пункт молитвы есть молиться всегда от сердца, — не слова только произносить молитвенные, но из сердца изводить молитвенные к Богу воздыхания. Они и составляют собственно молитву… Навык надо приобресть к сему. Приобретается же он трудами молитвословия. Молитвословие есть исполнение правила молитвенного. Правило надо иметь, — и всегда строго его исполнять». О высоком достоинстве составленных святыми отцами молитвословий и служб святитель Феофан пишет: «Читай или слушай, как следует, молитвословие, — и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, т.е. войдешь в молитвенный дух. В молитвах св. отцев движется великая молитвенная сила, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот — в силу закона взаимодействия — непременно вкусит молитвенной силы, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы».
«Если твоя летучая мысль, во время молитвы будет отбегать на другие предметы, напрягайся сохранять внимание, и возвращай мысль свою к предмету молитвы; опять отбегает, опять возврати: повторяй чтение, пока каждое слово молитвы не прочтешь с понятием и чувством. Этим отучишь мысль свою от рассеянности в молитве».
Чтобы молитва была более внимательной, Вышенский затворник советует: «В свободное время вчитывайся в молитвы твоего правила, пойми каждое слово молитвы и прочувствуй его, чтобы наперед знать, что при каком слове у тебя должно быть на душе и в сердце, дабы — во время молитвословия — легко тебе было понимать и чувствовать. Если твоя летучая мысль, во время молитвы будет отбегать на другие предметы, напрягайся сохранять внимание, и возвращай мысль свою к предмету молитвы; опять отбегает, опять возврати: повторяй чтение, пока каждое слово молитвы не прочтешь с понятием и чувством. Этим отучишь мысль свою от рассеянности в молитве».
О богомыслии святитель Феофан рассуждает: «Стань, например, размышлять о благости Божией, — увидишь, что ты окружен милостями Божиими и телесно и духовно, — и падешь пред Богом в излиянии чувств благодарности; — стань размышлять о вездесущии Божием, — уразумеешь, что ты всюду пред Богом и Бог пред тобою, — и не можешь не исполниться благоговейным страхом; — стань рассуждать о правде Божией, — уверишься, что ни одно худое дело не останется без наказания, — и непременно положишь — очистить все грехи свои сердечным сокрушением пред Богом и покаянием; — стань размышлять о всеведении Божием, — познаешь, что ничто в тебе не сокрыто от ока Божия, — и непременно положишь быть строгим к себе и внимательным во всем, чтобы как-нибудь не оскорбить всевидящего Бога».
«Любили вы когда-либо кого-нибудь сильно? Припомните как любимое лицо не отходило от сердца и чувство все было в нем, — и мысль не отходила, и все, что вы делали, думали, что то лице видит и старались сделать, что делали, хорошо, чтобы не заслужить неодобрения от того лица. Непрестанная молитва похожа на это, только место имеет в другой области. Помоги вам Господи найти такое к Нему чувство. Тогда всем оплошностям, вялостям и разленениям — конец!!!»
Важно и такое замечание святителя о духовной жизни: «Вам, кажется, думается, что как скоро где Бог и истина Его, там все должно быть блестяще, — ярко бить в глаза, — и всем внушать громко: вот что есть Божеское! Не замечаете ли вы, что думая так, вы Богу предписываете, как Он должен вести дела Свои. А это, как сами согласитесь не в порядке вещей. — Дела Божии сами в себе точно таковы; но внешне прикрыты невзрачностью, выражусь так. — Зачем так?! На это нечего сказать, кроме: так Богу угодно. Но что точно так есть, что под невзрачностью скрыта красота, и под примрачностью свет — в этом нет сомнения: Только свидетельство об этом надо искать не у неверов, а у верующих, и не у верующих только, но и живущих по вере. — Раскуси орех, — найдешь ядро — вкусное и питательное. Бог не пометает бисера — как попало. Спаситель и к народу о царстве Своем говорил прикровенно, в притчах. Имевшие в себе задаток духовного разума, тотчас проникали внутрь, и уразумевали истину. Так и во всем. Вот возьмите — как из семени растение выходит. Семя раскиснет, разложится, и будто загниет; а между тем внутри раскрывается зародыш, понемножку, понемножку крепнет, дает росток, выходит из земли, и т.д. … Так мрачно все вокруг, если смотреть совне. На деле же есть — светлое водительство Божие, которым Он всех и каждого ведет к последнему концу. — Никто не забыт. Всех отец есть Бог».
«Вера христианская — не система учения, — а образ восстановления падшего (человека) в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святаго… Ищите такого настроения, чтобы телом делать обычные дела, а духом всегда быть с Господом. Милостивый Господь дает безпопечение, — по которому все делается во свое время, но ничто не озабочивает и не томит. Ищите, просите, — и дастся».
В небольшой статье не представляется возможным показать все духовное богатство, которое содержится в письмах и трудах святителя Феофана Затворника. Но даже из небольших выдержек из его творений видно, какие любовь и усердие к Богу, и в то же время сочувствие к ближним имел этот необыкновенный человек, ревностный подвижник и молитвенник за Землю Русскую. Его слово способно разжечь в сердце человека духовную искорку и укрепить решимость жить духовно. Молитвами святителя Феофана, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!
По материалам сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству