Главное - чтобы сердце было близко ко Господу

.

Слово митрополита Марка в Неделю 32-ю по Пятидесятнице.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Законы нашей человеческой жизни таковы, что люди, находящиеся в той или иной системе, стремятся быть ближе к источнику власти, источнику благодати и радости. Люди, которые находятся во власти, стремятся быть ближе к руководству, стараются занять более важную и почетную ступень. И люди, которые находятся в каком-либо другом положении, поступают подобным образом. И даже в Церкви мы видим, как люди стремятся быть ближе к источнику благодати.

Совсем недавно все мы были свидетелями того, как приходящие в храм за святой водой люди стремились быстрее подойти к ней, начерпать ее и взять себе домой. Нередко мы видим подобное, когда люди подходят ко Причастию, когда те или иные прихожане стремятся встать поближе к священнику или подойти к Чаше быстрее. Очевидно, это правило свойственно людям, поскольку мы видим подтверждение его во всех областях человеческой жизни. 

Вот таким же образом вели себя жители города, встречавшие в Иерихоне Иисуса Христа. Все они, узнав о том, что идет Проповедник, Чудотворец, стремились встать поближе, чтобы видеть Его. Господь проходил по улицам города сквозь толпу народа, но обратил внимание не на тех людей, которые стояли рядом с Ним, кто был ближе. Он обратил внимание на человека, находившегося дальше и даже взобравшегося на дерево, чтобы видеть Христа хотя бы издали. Почему же Господь обратил внимание на того человека, который был в отдалении, а не на тех, кто стоял ближе? Ведь смотреть на ближних, обращать внимание на рядом стоящих – это естественнее всего…

Господь смотрел на человека не с точки зрения его внешности, наружности, Он видел его сердце и обращал внимание на его сердечное расположение. А среди всех тех людей, которые столпились, встречая Христа у врат Иерихона, решительно измениться имел в планах только один человек – наверное, самый грешный , но и самый решительный. И последующие события подтвердили правоту выбора Спасителя.

Решение Спасителя прийти в дом именно к этому грешному человеку, Закхею, было для многих, да что там – для всех собравшихся! - полной неожиданностью. Ведь Христос учил правде, справедливости, праведности, чистоте… И что же? Он выбирает самого грешного из всех горожан и прилюдно говорит, что пойдет к нему, будет гостем у него дома!

Очевидно, что большинство встречавших Иисуса Христа людей возроптало. Потому что они могли видеть явное несоответствие между тем, чему учил Христос, и  между жизнью этого человека, совсем уж далекой от наставлений Господа.

Но Спаситель смотрел не на настоящее, Он прозревал будущее. И евангелист, повествуя об этом, говорит, что Закхей, приведя Спасителя к себе в дом, сказал, что он раздаст нищим половину своего имения, а если кого-то чем-то обидел (здесь имеется ввиду – материальным образом), то даст компенсацию,  превосходящую сумму в четыре раза. Как говорится в славянском тексте, «возвращу четверицею».

Вот ответ на все недоумения людей, которые встречая Христа, были удивлены Его выбором!

И мы, дорогие братья и сестры, слушая это евангельское чтение, так же должны для себя делать выводы. Мы часто стремимся быть ближе к чему-либо, в том числе и в храме – ближе к алтарю или иконе, святыне и так далее, а на работе, например, стремимся быть ближе к руководству.

Но ближе ли мы к Богу?

Нахождение рядом с иконой, со святыней, рядом со священником и даже служение в сане священнослужителя само по себе не делает человека ближе к Богу, если его сердце отстоит далеко от праведности.

Нужно в любой ситуации помнить, что самое главное – это близость к источнику ценностей нашей жизни, нашему главному сокровищу. Все зависит не от нашего внешнего местоположения вблизи его, а от того, насколько близко наше сердце находится ко Господу.

И пример Закхея – очередное подтверждение этой мысли. Дай Бог, чтобы и мы,  дорогие братья и сестры, стремились не только быть ближе к тому, к чему стремимся, но чтобы мы в первую очередь искали Бога, желали изменения нашего сердца и ума, и чтобы сердца наши всегда были открыты Господу, как было открыто Господу, готово к покаянию сердце Закхея. Аминь.

Христорождественский кафедральный собор города Рязани,

29 января 2017 года